|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
РИСУНОК ДЕТСКИЙформа проявления и характерный показатель развития ребёнка. Дети начинают рисовать в раннем возрасте. Осознанная изобразит, деятельность формируется в дошкольном возрасте параллельно с лепкой, аппликацией, конструированием, но в отличие от них не ограничена возможностями используемого материала и потому в наибольшей степени способствует развитию психики. Наряду с игрой — ведущей деятельностью на данном возрастном этапе — рисование обеспечивает усвоение ребёнком социального опыта. У детей 9—10 мес наблюдается высокая ориентировочная активность: они начинают направленно наносить на бумагу каракули — графич. построения, лишённые изобразит, замысла и знакового смысла. В возрасте 1,5 лет дети начинают приписывать таким каракулям к.-л. содержание. К кон. 2-го года ребёнок ищет в каракулях сходство с реальными предметами или с предлагаемыми ему взрослыми графич. образцами. Возможность появления в каракулях изображения предмета так привлекательна, что ребёнок начинает стремиться к нему. Он узнаёт предметы или явления в сочетании линий и пятен, к-рые имеют с ними лишь отдалённое сходство. На развитие Р. д. оказывает влияние не только двигательный графич. опыт ребёнка, но и весь его опыт в целом. Большое значение имеет понимание ребёнком готовых изображений. При рассматривании и узнавании рисунков в дет. книжках взрослый специально обучает ребёнка пониманию рисунков как изображений реальных предметов. Воздействие взрослого подводит ребёнка к открытию того, что рисунок есть изображение. Наряду с этим в действии замещения ребёнок тренируется во мн. видах деятельности. Постепенно в процессе развития изобразит, деятельности ребёнок научается соотносить с реальными предметами графич. образы, к-рыми он овладевает. Рисунок взрослого отображает только те свойства предмета, к-рые можно воспринять зрительно. Ребёнок же использует весь опыт. Поэтому среди Р. д. наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить такие, в к-рых выражается то, что ребёнок выясняет, не глядя на предмет. Так, нередко дети плоскую остроугольную фигуру (напр., треугольник). после её ощупывания рисуют в виде овала с отходящими от него короткими чёрточками, к-рыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения остроугольных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели сложившийся ранее графин, образ в виде замкнутой кругообразной линии. Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графим, образы, вносить в них новые элементы, отображающие характерные черты изображаемых предметов. Постепенно графич. образы становятся все более соответствующими реальному предмету. Однако дет. рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графич. образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразит, шаблоны представляют собой весьма прочные образования, т. к. они отвечают элементарным требованиям зображения и находят признание у окружающих Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и т.п.. Они могут на протяжении десятилетий передаваться из поколения в поколение. Усваивая шаблон, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Только спец. задача, возникающая в процессе рисования, заставляет ребенка, не изменяя шаблона, пририсовывать к нему отд. детали. Превращение графич. образов в шаблоны представляет опасность для развития Р. д. Без пед. руководства ребенок может так и не научиться творческому рисунку. Содержание Р. д. первоначально однотипно. Ребенок учится рисовать прежде всего человека, затем дерево, дом и др. простейшие предметы. Это определяется сложившимся в совр. обществе стереотипом обучения рисованию в условиях семейного воспитания. В дет. саду осн. содержание первых Р. д. составляют ленточки, дорожки, забор, снеговик, цветок, елка и т. п., что соответствует программе обучения и воспитания в дет. саду. С 5 лет при поддержке взрослого ребенок начинает рисовать все, что вызывает у него интерес. В возрасте от 5 до 6 лет дети рисуют особенно много; отдельный ребенок за этот период может создать более тысячи рисунков — гораздо больше, чем в предыдущие и последующие годы Содержание Р. д. значит. ельно расширяется. В частности, дети начинают рисовать и то, что является плодом их фантазии. Однако в целом дети испытывают сильную зависимость от содержания, предложенного им взрослыми Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке Рисунки мальчиков и девочек заметно различаются. Общая направленность на идентификацию со своим полом, поощряемая взрослыми, придает определенное содержание и Р. д. Мальчики гл. обр. рисуют дома и города, автомобили, корабли, самолеты, батальные сцены и т. п. Девочки рисуют «хорошеньких девочек», цветы, сады, всевозможные орнаменты и т. д. Эта тенденция выбора тем рисования просматривается у детей от 5—6 лет вплоть до подросткового возраста Часто в Р. д. фигурируют члены семьи. Уже в 5—6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно, ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. Тот, кто досадил ребенку, или тот, кого он боится и не любит, может быть «случайно» вообще не включен в семейный портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Р. д. подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду (напр., в красивое платье или военную форму), находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центр, личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлены чувство доверия к внеш. миру и чувство личной ценности Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии. Все дети могут иметь индивидуальную приверженность в рисовании нек-рого сюжета, той или иной темы. К этим пристрастиям надо относиться с уважением, не следует мешать детям реализовывать самое значимое и дорогое. Дети своими рисунками без спец. намерения отражают идеологич. и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает.н. свою личную позицию. Содержание Р. д. показывает, что ребенок чутко реагирует на события жизни взрослых. Социальные реакции детей адекватны обществ, настроению и интересам взрослых. Поэтому Р. д. можно оценивать как подлинные документы эпохи. Лит Бехтерев В М., Первоначальная эволюция дет. рисунка в объективном изучении, СПБ, 1910, Рыбниковы А, Дет. рисунки и их изучение, M -Л, 1926, С а к у-л и и а Н П, Рисование в дошк. детстве, M, 1965, Смирнов А А, Дет. рисунки, в кн. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии, т l, M, 1980, Мухина В С, Изобразит деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., 1981, Жукова А С, Дет. рисунок и социальная среда, СП, 1986, №11; Di Leo J H, Young children and their drawmgs, № Y, [1970], D u b o r g e l B, Le dessin denfant, P, 1976, GardnerH, Artful scnbbles the significance of childrens drawmgs, № Y, 1980 В С Мухина
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|