ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

вид профессионального образования и его нач. ступень, часть непрерывного образования. С этим понятием чаще всего связывается подготовка квалифициров. рабочих.

Система П.-т. о. удовлетворяет потребности личности в проф. образовании на основе проф. самоопределения, выполняет функции воспроиз-ва рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развитием науч.-техн. прогресса, в нек-рых случаях становится одним из факторов социальной защиты трудоспособных, потерявших по разл. причинам работу. Осн. цель П.-т. о. — подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, физически здоровых рабочих и специалистов, способных к конкуренции на рынке труда. П.-т. о. решает задачи развития личности рабочего.

Система П.-т. о. строится на взаимосвязи общего и проф. образования при их оптимальном соотношении в уч. процессе. Это соотношение изменчиво в зависимости от социальных условий и конкретных требований произ-ва (напр., в нач. 90-х гг. в Рос. Федерации общее и проф. образование соотносилось как 1:1,4; перспективным же рассматривается сочетание 1:1).

Взаимосвязь общего и проф. образования реализуется через проф. направленность общеобразоват. предметов, построение спец. и общетехн. предметов на интегративно-модульной основе (в теоретич. и производств. обучении), использование самостоят. и интегрирующих видов деятельности при разработке уч.-программной документации.

Система П.-т. о. включает заведения разных типов (проф. уч-ще, проф. лицей, центр непрерывного проф. образования, уч.-производств. центр. техн. школа и др.) и профилей (маш.-строит., агро-пром., электротехн., хим., сферы услуг и т. д.); курсовую сеть на предприятиях, фирмах, кооперативах, преследующую цели мобильной и краткосрочной подготовки и повышения квалификации.

Содержание, орг. формы, методы и средства П.-т. о. основываются на обогащении содержания труда за счет внедрения новых производств. и пед. технологий, проф. обучения, ориентированных на подготовку по интегрированным профессиям рабочих широкого профиля и высокой квалификации, на новые экон. формы организации и стимулирования труда, развитие индивидуальной и коллективной инициативы; повышение у учащихся удовлетворённости трудом и учёбой за счёт экон., пед. и психол. механизмов стимулирования их деятельности; расширения в содержании образования гуманитарных дисциплин; разработки правовых основ социальной защиты учащихся в условиях рыночной экономики, обеспечения гарантий их проф. роста и самоопределения, а также трудоустройства. Система П.-т. о. развивается под влиянием науч.-техн. прогресса, социально-техн. интеграции рабочих профессий и интенсификации произ-ва, вызывающих изменения в проф., квали-фикац. структуре рабочих и специалистов. Повышаются требования к проф. мобильности системы П.-т. о. в зависимости от спроса и предложения на рынке труда. Ведущее значение в обучении приобретает преподавание основ техники, экономики и права, технологии и организации произ-ва, ознакомление с интенсивными трудовыми методами производств.-экон. деятельности, овладение учащимися совр. и новейшей техникой. Обучение строится с учётом интеграции рабочих профессий и общих социально-экон., науч.-техн., дидактич. и психофизиол. основ содержания труда будущих рабочих и специалистов.

Содержание образования определяется образоват. стандартами, реализуемыми в уч. планах и программах. В уч. процессе осуществляется производств. (практич.) и теоретич. обучение, к-рое включает спец. общетехн. и общеобразоват. предметы. Учащихся готовят к непосредственному выполнению трудовых и техн. процессов, формируют у них умения и навыки, необходимые для овладения приёмами будущей проф. деятельности, выполнения комплексных работ возрастающей сложности. Организац. формы обучения: урок, лабораторно-практич. и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и т. п. Недельная нагрузка составляет 36—38 ч, уч. группы включают 25—30 чел., при подготовке рабочих сложных профессий — 12—15 чел. К каждой группе прикреплён мастер производственного обучения.

В Рос. Федерации подготовка квалифициров. рабочих ведётся на основе прогноза развития проф.-квалификац. структуры рабочих кадров, спроса и предложения на услуги проф.-тех. школы, развития рынка образоват. услуг, выявления способностей и интересов молодёжи (населения), удовлетворения потребностей личности. Обучение смежным и др. профессиям, переподготовка и повышение квалификации могут осуществляться в проф.-тех. уч-ще за счёт средств предприятий, орг-ций, служб трудоустройства и занятости или средств самих граждан.

Преподавателей и мастеров производств. обучения для проф.-тех. уч. заведений готовят индустриально-педагогические учебные заведения. В учреждениях П.-т. о. работают выпускники техн. вузов и ср. спец. уч. заведений. Теоретич. и метод. вопросы П.-т. о. разрабатываются в Ин-те проф.-тех. образования РАО (С.-Петербург, осн. в 1963), Ин-те проф. образования Мин-ва общего и проф. образования РФ (Москва, осн. в 1992)и др.

В России в истории П.-т. о. выделяется неск. этапов. Первый — нач. 18 — сер. 19 вв. Уч. заведения, дававшие проф. подготовку, появились при всех крупных казённых и нек-рых частных заводах. В них принимали детей «низших чинов рабочих людей» горного ведомства в возрасте от 7 лет; производств. обучение сочеталось с элементарной общеобразоват. подготовкой, практику учащиеся проходили на специально отведённых штатных ученич. местах (см. также Горнозаводские школы).

В нач. 19 в. сложилось 3 типа проф.-тех. уч. заведений: заводские школы, горные и окружные уч-ща. наиб. глубокую общеобразоват. подготовку давали окружные уч-ща (напр., в Златоусте и Екатеринбурге готовили чертёжников, смотрителей, мастеров и др.). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практич. деятельности в общеобразоват. уч. заведениях. В ряде уездных уч-щ преподавался спец. предмет «Начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности». В школах вводились доп. предметы для желающих заниматься во внеучебное время; открывались спец. классы для окончивших осн. курс обучения, дающие проф. знания. Создавались уч-ща, в уч. план к-рых входили спец. предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании.

Однако П.-т. о. развивалось медленными темпами. В школах на преподавание спец. дисциплин отводилось незна-чит. число часов, в ряде училищ отсутствовали общеобразоват. предметы.

Второй период — 50—90-е гг. 19 в. Характеризовался углублением специализации проф.-тех. уч. заведений, появлением сети отраслевых уч-щ (ж.-д., механич., речных, с.-х. и др.). Единая система проф.-тех. образования ещё не сложилась, уч. заведения носили разнотипный характер. Активное участие в развитии П.-т. о. стали принимать обществ. орг-ции, напр. Русское техническое общество.

Обществ. деятели и педагоги обращали внимание на необходимость связи общего образования с трудовым воспитанием как основы для будущего проф. образования. К. Д. Ушинский в ст. «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) отмечал, что их создание позволит решить экон. (приведение ремесла в соответствие с требованиями техн. прогресса), социальные (обеспечение пром-сти отеч. специалистами), нравств. и воспитат. задачи. Д. И. Менделеев подчеркивал важность создания стройной системы техн. образования — от ремесленного до высшего, тесной связи между «чистой наукой» и её приложением к «техн. пром. деятельности». Он выступал против подмены общего образования ремесленным, указывая, что последнее должно обязательно базироваться на общем. В 1884 учёными и педагогами (В. К. Делла-Вос, И. А. Вышне-градский, Е. Н. Андреев, Н. X. Вессель, С. А. Владимирский и др.) разработан «Проект общего нормального плана пром. образования в России», в к-ром были сформулированы требования к системе проф. образования: соответствие ее нуждам пром-сти, согласование общего и проф. образования, усиление специализации, замена ученичества ремесленными школами.

Третий период — кон. 80-х гг. 19 в. — 1917. Начался пересмотр организации спец. образования, его содержания, объединения разрозненных уч. заведений в определённую систему. В 1888 были утверждены «Основные положения о пром. уч-щах», появились уставы уч. заведений, уч. планы, программы, учебники. Началась подготовка специалистов для крупных пром. и с.-х. предприятий и пед. кадров для проф.-тех. школ, разработка методик П.-т. о. 1917—40 — период становления гос. системы П.-т. о. В 1918 введено обязат. обучение подростков 15—17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ремесл. школ создавалась сеть проф.-тех. курсов, школ, клубов для проф. и общеобразоват. подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждён Главпрофобр. Школы ФЗУ (с 1921) позволили организовать производств. обучение подростков, используя оборудование предприятий; в содержание обучения входили общеобразоват., общетехн. и спец. предметы. Начал формироваться новый тип проф. школы, ориентировавшийся на принципы политехнического образования, теоретич. основы к-рого в результате полемики 20—30-х гг. между его сторонниками и оппонентами (см. Монотехническое образование) стали рассматриваться как общие основания сов. шк. системы.

В 1933—40 проф.-тех. школа развивалась по пути ярко выраженной проф. направленности, с разнообразием форм производств. обучения непосредственно на предприятиях. Этому периоду свойственны ослабление связи между общим и проф. образованием; отставание проф.-тех. подготовки от потребностей отраслей экономики, к-рое вызвало новую реорганизацию П.-т. о. В 1940—58 в стране осн. формой П.-т. о. стали Гос. трудовые резервы как единая централизованная система подготовки и распределения квалифициров. рабочих из числа молодёжи. Были введены 3 типа уч. заведения: ремесленные уч-ща (РУ), ж.-д. уч-ща (ЖУ) и школы ФЗО. Уч-ща (2 года обучения) готовили рабочих — металлистов, химиков, горняков, железнодорожников, а ФЗО (6 мес) — рабочих массовых профессий для добывающей пром-сти, стр-ва и др. (к 1941 действовало 1500 уч-щ и школ). В годы Вел. Отеч. войны в системе трудовых резервов обучались подростки, к-рые заменили взрослых рабочих, ушедших на фронт. Мобилизационная форма комплектования позволила подготовить и направить на работу ок. 2,5 млн. чел.

В кон. 40-х — нач. 50-х гг. были созданы горнопром., строит. уч-ща и школы, уч-ща механизации с. х-ва. Переход к обязат. 7-летнему обучению позволил с сер. 50-х гг. принимать в уч-ща молодёжь с неполным ср. образованием. В 1954 для учащихся, оканчивающих полную ср. общеобразоват. школу, были созданы техн. уч-ща (ТУ) для подготовки рабочих и младшего техн. персонала по профессиям, требующим повышенного общеобразоват. уровня.

В 1958 все типы уч. заведений П.-т. о. были преобразованы в профессионально-технические училища. П.-т. о. молодёжи стало переводиться на единую общеобразоват. базу — 8-летнюю школу.

В 1969 созданы ср. проф.-тех. уч-ща, техн. уч-ща на базе 8-летнего и ср. общего образования, началась подготовка рабочих широкого профиля и высокой квалификации по группам профессий для всех осн. отраслей пром-сти.

В 1984 в ходе реформы общеобразоват. и проф. школы осуществлена унификация уч. заведений проф.-тех. образования; все уч. заведения объединены в единый тип — ср. проф.-тех. уч-ща. В 80-х гг. предусматривалось 3 уровня образования — начальный, средний и высший. Практич. деятельность уч. заведений перестраивалась на принципах гуманитаризации и демократизации уч.-воспитат. процесса; возникли новые типы уч. заведений — техн. колледжи, проф. лицеи, высш. ПТУ, коммерч. уч-ща, фермерские школы, в к-рых уровень обучения приближался к ср. специальному, а также центры непрерывного проф. образования и др. Наряду с государственными стали появляться частные проф.-тех. уч. заведения.

В 90-х гг., с развитием негос. сектора экономики, повышения активности населения по созданию собств. мелких предприятий сферы обслуживания, в с. х-ве назрела необходимость изменения структуры П.-т. о., пересмотра сети ПТУ, повышения гибкости системы П.-т. о. Переход от унитарной системы пед. учреждений к многообразию моделей проф.-тех. уч. заведений связан с разработкой гос. стандартов П.-т. о., введением гос.-обществ. системы лицензирования, аттестации и аккредитации новых уч. заведений. П.-т. о. приобрело статус нач. проф. образования.

Рос. система П.-т. о. использует опыт нац. систем подготовки рабочих и специалистов в заруб. странах. Напр., в Германии преобладает дуальная система — проф. подготовка на основе сотрудничества предприятия, организующего проф.-практич. обучение, и проф. школы, занимающейся теоретич. обучением — общеобразоват. и профессиональным. Однако в практике чёткое разделение функций между предприятием и школой не соблюдается, т. к. подготовка на предприятиях нуждается в теоретич. знаниях, а проф. школа всё больше ориентируется на применение теории в практич. деятельности и демонстрацию конкретных производств. процессов, имитированных с помощью компьютерной техники.

Во Франции учащиеся получают П.-т. о. в проф. лицее (2-я ступень в системе полного ср. образования) — осн. форме подготовки квалифициров. рабочих. В лицей поступают в основном после 3-го кл. коллежа. Альтернативными равноправными формами являются система ученичества и стажировка. Проф. подготовка рабочих организуется на 3 уровнях: по узкой специализации (срок обучения 2 года; окончивший получает свидетельство); по широкому профилю (срок обучения 2—3 года; диплом); подготовка высококвалифициров. рабочих (срок обучения 2 года; свидетельство и диплом за первые 2 уровня; соответствует третьей стадии многоуровневой проф. подготовки в лицеях, коллежах). Содержание проф. подготовки включает 4 области: технол. и науч. образование (напр., рабочие индустр. профиля обучаются по уч. предметам: пром. наука и техника, функциональный и структурный анализ, механика, автоматич. управление, практика в мастерских, математика и физика, экономика и управление); изображение и изучение окружающего мира, включая франц. яз., иностр. языки; эстетич. воспитание и развитие творческих способностей, физич. и спорт, воспитание; техника безопасности и др.; подготовка на предприятии (16 нед в течение 2 лет обучения) и самостоят. работа (3—6 ч ежедневно).

В Великобритании приоритетную позицию занимает рыночная система, включающая практич. производств. обучение на предприятии и теоретич. обучение в колледже. Колледжи различаются по профилю, срокам обучения, уровню подготовки и т. п. (техн., строит., технол., торговые, с.-х. и др.). Из 300 уч. часов теоретич. обучения примерно 240 ч составляют занятия по основам профессии и смежным с ней предметам (черчение, математика, техника безопасности и др.); 60 ч — изучение совр. произ-ва и нек-рых элементов общеобразоват. подготовки. Выпускник общеобразоват. школы обычно самостоятельно или с помощью службы занятости находит предприятие, к-рое имеет вакантные места, и заключает с предпринимателем договор о производств. обучении (в зависимости от отрасли пром-сти срок обучения от 3 до 7 лет). Особенность П.-т. о. в Великобритании — активное участие в этой сфере самих предприятий, пр-во вмешивается в вопросы подготовки кадров только в кризисных ситуациях, хотя в Законе о производств. предприятии 1964 и была впервые предпринята попытка установить централизов. контроль над разрозненной деятельностью отд. предпринимателей по проф. подготовке рабочих кадров. С целью улучшения проф. обучения пр-во принимает меры по созданию сети региональных орг-ций, возглавляемых руководителями местного частного сектора, с целью возложения ответственности за эффективность обучения на предприятие, а также советов обучения и предпринимательства, получающих финанс. поддержку от Мин-ва трудоустройства. Каждый из этих центров является независимой компанией, в совет к-рой входят местные предприниматели, представители общественности и местных органов власти. Общенац. совет по проф. квалификациям работает в тесном контакте со Службой проф. ориентации и стремится к установлению обще-нац. стандартов П.-т. о.

В США по Конституции ответственность за образование, в т. ч. и проф.-техническое, возложена на пр-ва штатов. В высш. ср. школе происходит разделение учащихся по потокам: академич., общему, профессиональному. Общий и проф. потоки ориентированы прежде всего на формирование общетрудовых личностных установок, на овладение несложными профессиями, причём большее внимание уделяется трудовой подготовке по сравнению с образованием: 50% уч. времени отводится на работу в мастерских и по 25% — на изучение общеобразоват. и спец. предметов. Специалистов ср. квалификации (техников) готовят 2-годичные колледжи, выпускники к-рых могут продолжать обучение в классич. или проф. колледже, дающем степень бакалавра. С учётом малого обществ. престижа П.-т. о., получаемого выпускниками ср. школ (в т. ч. и окончившими проф. потоки), предпринимаются попытки модификации целей и содержания П.-т. о. Для этого предлагается своеобразное партнёрство школ с корпорациями, банками, частными фирмами, предоставляющими учащимся рабочие места для овладения профессией.

От учащихся требуется владение не только базовыми общеобразоват. и техн. навыками, но знаниями и умениями в сфере группового решения проблемных ситуаций и в вопросах организации произ-ва. Уровень экон. знаний учащихся предполагает умение оценивать прибыль и расходы компании, определять факторы, влияющие на производительность труда, сокращение себестоимости продукции и т. п. (т. н. социотехн. грамотность). Многие амер. учёные считают важной задачей общеобразоват. школы (в т. ч. и проф. потоков) не столько подготовку к овладению конкретной профессией, сколько к вступлению в «мир труда», воспитание чувства ответственности будущего работника. 17—20% выпускников проф. потоков продолжают образование в 2-годичных колледжах, св. 60% поступают на работу и получают проф. образование в системе ученичества; по профессии, получаемой в школе, работает менее 50% выпускников.

В Японии в систему П.-т. о. входят центры проф. образования, проф. колледжи, высш. спец. (проф.) школы. По Закону о проф. образовании (1958, новая ред. 1985) в связи со спецификой экономики, заключающейся в параллельном существовании небольшого кол-ва крупных предприятий (концернов) и множества мелких фирм, осн. акцент делается на стимулировании образоват. деятельности мелких предприятий и уч. центров. По окончании ср. общеобразоват. школы учащиеся поступают в проф. (техн., экон., с.-х., торговые и др.) школы высш. ступени, но подготовка в них не даёт высокой квалификации: выпускники работают в качестве неква-лифициров. рабочих. Ряд высш. спец. (проф.) школ соединяет в себе черты техн. школ и вузов и обучает по разл. инж. профессиям. Наряду с гос. уч. заведениями П.-т. о. существуют многочисл. (многолетние и многодневные) частные курсы (бухгалтерские, иностр. языков, автошколы и др.). Нек-рые из них включены в офиц. систему образования в качестве «спец. уч. заведений». Проф. подготовка организуется в осн. предприятиями. Функции гос-ва сводятся преим. к выделению субсидий и дотаций с учётом ситуации на рынке труда. Предприятия организуют обучение в уч. мастерских и проф. уч. центрах (школах), а также непосредственно на рабочих местах. Предприниматели разрабатывают спец. «планы образоват. деятельности». Региональные конституц. центры оказывают предприятиям помощь в реализации этих планов. Гос. центры проф. образования осуществляют подготовку и переподготовку лиц, временно оказавшихся без работы, и молодых людей, не поступивших в уч. заведения. Многие мелкие и ср. предприятия стремятся к организации проф. подготовки под эгидой Мин-ва труда. В этих целях создаются на кооперативных началах межзаводские уч. центры под контролем префектур.

Лит.: Основы проф. педагогики, под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского, М.,., Проблемы дидактики теоретич. обучения, М., 1978; Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании проф.-тех. образования, М., 1979; Батышев С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Подготовка рабочих в ср. проф.-тех. уч-щах, М., 1988; Маленко А. Т., Задачи по проф. педагогике (Для инж.-пед. работников), М.; Макиенко H И., Пед. процесс в уч-щах проф.-тех. образования, М, 1983; Организация комплексных науч. исследовании в системе проф.-тех. образования, М., 1983; Наин А. Я., Пед. основы проф. обучения молодых рабочих, М., 1987; Берулава M. H., Интеграция содержания общего и проф. обучения в проф.-тех. уч-щах. Теорет.-мето-дол. аспект, Томск, 1988; Интенсификация теоретич. обучения в проф.-тех. уч-щах. Сб. ст., под ред. А П. Беляевой, М., 1990; Кустов Ю. А., Преемственность проф.-тех. и высш. школы, Свердловск, 1990; Беляева А. П., Дидактич. принципы проф. подготовки в проф.-тех. уч-щах. Метод. пособие для работников проф.-тех. образования, М., 1991; Мето-дологич. основы проектирования интенсивных технологий проф. обучения. Сб. трудов, под ред. А. П. Беляевой, СПБ, 1992; Проф.-пед. технология обучения в профтехучилищах, под ред. А. П. Беляевой, СПБ, 1995.

А. П. Беляева.

 

Просмотров: 1579
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Государственные требования в области общего образования
  • ЕДИНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ (ЕТКС)
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ)
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Организация обслуживания рабочих мест
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Подготовка кадров информатизации образования
  • Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки)
  • СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система общего образования
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь