|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХсоставная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. Уровень П. н. рассматривается как один из показателей нравств. здоровья общества. П. н. имеет свои особенности. По характеру преступлений подростки чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства, наносят тяжкие телесные повреждения. Преступления происходят по месту учёбы, работы, жительства, проведения досуга, пре-им. в тёплое время года. Мн. преступления планируются и подготавливаются подростками заранее, в ряде случаев используются техн. средства (число таких преступлений увеличилось в 90-х гг. по сравнению с 80-ми гг. примерно вдвое; в статье приведены сведения по Рос. Федерации). Предметами корыстного посягательства подростков выступают, как правило, разл. виды техн. средств (видеоаудио- и фотоаппаратура, мотоциклы, автомобили и т. д.), модная одежда, изделия из драгоценных металлов, импортные спиртные напитки и продукты питания (до 60—70% всех преступлений). Насильств. преступления подростков (особенно совершённые в группе) отличаются особой жестокостью и цинизмом. В группах совершается до 70—75% преступлений, причём нередко учиняются вандалические, внешне бессмысленные действия (напр., массовые правонарушения, совершаемые подростками в 80-х гг. в районах Поволжья). Мн. объединения отличаются стабильностью, нек-рые их члены затем вливаются в мафиозные структуры. Каждую вторую-третью группу возглавляют лица, ранее совершившие преступления, в т. ч. молодые взрослые в возрасте 19—22 лет. Почти во всех группах имеются девушки, однако они сравнительно редко совершают преступления, в то же время отмечены случаи создания стабильных, чисто женских преступных группировок, осуществляющих кражи и грабежи. Обществ. опасность личности преступника в группе, как правило, ниже, чем действующего в одиночку. Обычно, преступник без сообщников обладает достаточным опытом, навыками, хладнокровием, расчётливостью и поэтому не нуждается в поддержке. Осн. часть несовершеннолетних преступников составляют лица муж. пола (90—95%). Многие из девушек, осуждённых к лишению свободы, страдали вене-рич., соматич. и психич. заболеваниями, бродяжничали, занимались проституцией. По результатам исследований, не только правонарушители муж. пола втягивают девушек в преступное поведение, но и девушки стимулируют антисоциальные поступки юношей и групповые преступления. Девушки чаще совершают кражи, реже — убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение телесных повреждений. Наиб. удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16—17 лет, но большинство из них ещё до достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) характеризовались проступками криминального характера, употребляли спиртные напитки, убегали из дома, воспитат. учреждений, рано начинали сексуальную жизнь. Действительное число подростков-наркоманов, по мнению специалистов, в 4—5 раз больше, чем официально стоящих на учёте в правоохранит. органах и мед. учреждениях. Криминальной активностью отличаются прежде всего несовершеннолетние, к-рые не учатся и не работают, затем — по мере убывания — работающие, учащиеся проф.-тех. уч-щ, общеобразоват. школ, ср. спец. уч. заведений и студенты вузов. В общем числе несовершеннолетних преступников не занятые трудом, работающие и учащиеся ПТУ составляют 60—70%. Прослеживается тенденция роста кол-ва преступников среди студентов и учащихся общеобразоват. школ. Среди правонарушителей — учащихся и работающих — большинство не проявляет интереса к учёбе и трудовой деятельности, постоянно нарушает дисциплину и не устанавливает тесных контактов со своими соучениками и сотрудниками. Обычно их активность сосредоточена в досутовой сфере и проявляется в гипертрофиров. потребностях в модной одежде, развлечениях, наркомании, пьянстве, сексе и т. п. Бесцельное времяпровождение формирует у подростков негативное отношение к любой трудовой и общественно полезной деятельности, нравств. нормам общества и к окружающему миру, от к-рого они постоянно ожидают агрессии и стремятся защищаться с помощью насилия как основного способа самовыражения и самоутверждения. Росту П. н. во многом способствует уверенность правонарушителей в своей безнаказанности. Так, ок. половины несовершеннолетних правонарушителей получает отсрочку исполнения уголовного наказания (с учётом их возраста и в надежде на исправление). Однако, как показала практика, в 45—50% эта отсрочка отменяется, причём в 30% в первые 3 мес, т. к. подростки вновь совершают преступления. Быстрое возвращение к антисоциальному поведению в значит. степени объясняется тем, что несовершеннолетние не осознали своей вины и не ощутили неотвратимости наказания. Несовершеннолетние правонарушители также часто не выполняют налагаемых на них санкций не покидать без ведома органов внутр. дел места проживания, не являются регулярно на регистрацию, т. к. у них отсутствует самодисциплина и эффективный контроль со стороны родителей. Среди несовершеннолетних выделяется достаточно большая группа подростков, совершивших преступления, к-рые не представляют большой обществ. опасности. Такие правонарушители не предстают перед судом, а материалы на них направляются в комиссии по делам несовершеннолетних. Однако ок. 50% таких подростков также совершают преступления вновь. Несовершеннолетние, долгое время ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою философию жизни и субкультуру, специфически переосмысливают мн. нравств. понятия (товарищество, верность, долг, честь, совесть и т. п.). Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся одной из осн. причин рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины. Для них характерно равнодушие к страданиям других, несамокритичность и желание видеть только в окружающих источники собств. безнравств. поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера, т.е. устойчивыми сочетаниями неблагоприятных особенностей, нек-рые из к-рых имеют тенденцию к перерастанию в психич. аномалии. Акцентуации и психич. аномалии являются осн. криминогенными факторами П. н. Доля акцентуированных личностей среди правонарушителей-подростков существенно превышает долю акцентуантов в правопослушной среде. Акцентуированные несовершеннолетние несут в себе повышенный риск преступного поведения, они более восприимчивы к негативным воздействиям социальной среды (семейное неблагополучие, ошибки воспитат. процесса в школе, антисоциальные неформальные объединения сверстников и др.). Сверхактивные (гипертимные) несовершеннолетние, напр., не умеют управлять уровнем своей активности, они неосмотрительны, беспечны, не способны предвидеть отри-цат. результаты своих поступков. У ги-пертимиков самая низкая доля преступлений против личности и самая высокая — против обществ. порядка. Все акцентуан-ты, как правило, психичоски вменяемы. Акцентуации характера в то же время часто сочетаются с аномалиями психики, к-рые ещё в большей степени повышают вероятность совершения преступлений. Аномалии снижают сопротивляемость подростков к воздействию конфликтных ситуаций, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, её адаптации к среде, сужают возможности выбора решений и вариантов поведения, облегчают реализацию импульсивных, непродуманных поступков. Чаще всего встречаются аномалии в форме структурных или функциональных отклонений, обусловленных нарушениями дородового развития, напр. олигофрения и ядерные или конституциональные психопатии, патохарактерологич. развитие. Вместе с тем у подростков с психич. аномалиями преобладают нормальные психич. явления, а поэтому они в основном сохраняют свои социальные связи, в достаточной мере способны управлять своим поведением и в большинстве случаев признаются дееспособными и вменяемыми. Движение от акцентуации к аномалии, как правило, ускоряется в местах лишения свободы и при длит. ведении антиобществ. образа жизни. Одна из гл. причин П. н. — семейное неблагополучие, к-рое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении несовершеннолетних преступников в родительской семье с первых этапов развития личности. Это отчуждение означает, что родители, особенно мать, не устанавливают эмоцион. контакта с ребёнком, не включают его в свои эмоцион. отношения. Такое явление имеет место даже в случае гиперопеки (внеш. проявление заботы и попечения без внутр. эмоцион. тепла). В результате ребёнок не приобретает ощущения защищённости, испытывает постоянную тревожность, иногда доходящую до уровня страха смерти. Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных и корыстных преступлений, хулиганских действий, к-рые генетически связаны с психол. отчуждением личности в детстве. Психич. депривация, изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных ценностей общества и способствуют восприятию негативных норм и представлений антисоциальных малых групп, в к-рых он, как правило, восполняет отсутствие взаимопонимания в семье. Проблема психич. депривации имеет большое значение, поскольку выходит за пределы семьи. Депривация характерна для воспитанников дет. домов и др. дет. воспитат. учреждений, где дети живут без матери. Но, по данным исследований, в совр. обществе достаточно большое число детей в семье при наличии матери также находится в депривац. условиях. Заруб. специалисты тесно связывают правонарушения, самоубийства и др. антисоциальные поступки несовершеннолетних с отсутствием эмоцион. защищённости в семье. Они исходят из того, что каждый член семьи естественным, спонтанным образом выполняет определённую роль в удовлетворении жизненных потребностей ребёнка, но первые интенсивные эмоцион. стимулы ребёнку предоставляет его мать, роль отца осознаётся ребёнком в более позднем возрасте. Мать, как правило, является осн. объектом привязанности, к-рая затем распространяется на отца и др. родственников. Эмпирич. путём доказано, что чем благополучнее отношения между ребёнком и матерью, тем прочнее связь между ребёнком и др. объектами привязанности и меньше его стремление к др. социальным контактам. Т. о., именно альтруистич. отношение матери к своему ребёнку создаёт у него ощущение защищённости и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с др. лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей из среды. Формирование личности преступника может происходить и при наличии эмоцион. связей с родителями, когда именно они демонстрируют своим детям образцы противоправного поведения, пренебре-жит. отношение к нравств. и правовым нормам общества. Такие взгляды и представления сравнительно легко усваиваются ребёнком, вписываются в его психику и начинают стимулировать его поступки. Криминогенные последствия может иметь также семейное воспитание, направленное не на нравств. становление личности, а на удовлетворение его любых потребностей, капризов и т. п., отсутствие приучения с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей, соблюдению нравств. правил и т. п. Психич. депривация несовершеннолетних особенно возрастает в годы социальных потрясений, когда снижается воспитат. влияние на детей не только родителей, но и школы, др. воспитат. дет. учреждений, обществ. орг-ций. Осн. усилия по профилактике П. н. в целом должны быть сосредоточены на семье, всесторонней экон. и социальной помощи родителям, совершенствованию семейного, школьного и социального воспитания. Помощь семье и защита прав детей могут быть обеспечены только совм. действиями органов образования, здравоохранения, внутр. дел и др. Система мер профилактики П. н. должна быть направлена на предупреждение самой возможности правонарушений путём создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравств. формирования подрастающего поколения. Гл. внимание нужно обращать на выявление и ликвидацию причин и условий, к-рые могут привести к преступным действиям, на раннюю профилактику. Спец. профилактич. меры строго дифференцируются с учётом личности подростка и особенностей его поведения, образа жизни и т. д. Индивидуальный подход — один из гл. принципов деятельности гос. и обществ. орг-ций по профилактике П. н. В масштабах гос-ва основы профилактики П. н. — неуклонное повышение материального благосостояния народа, его культурного уровня и нравственности в обществе, в т. ч. увеличение обществ. фондов на содержание и воспитание детей, устранение недостатков в уч. и воспитат. системах образоват. учреждений, улучшение жилищно-бытовых условий, рост сети культ.-просвет. учреждений, обеспечение досуга детей и подростков. Большое значение имеет социальная помощь, направленная на подростков, к-рые испытывают отрицат. влияние в своей семье и в непосредств. окружении, что приводит к совершению ими правонарушений. В этих случаях принимаются меры по оздоровлению семейной обстановки, блокированию источников вредных воздействий на подростков, их устройство в уч. заведения или на работу, вовлечение в занятия спортом, творчеством и т. п. К родителям и др. членам семьи и лицам из ближайшего окружения, к-рые негативно влияют на подростков, следует принимать все регламентированные законом меры. Взрослые члены семьи и др. лица, вовлекающие несовершеннолетних в преступную деятельность, в соответствии со ст. 210 УК РСФСР могут быть привлечены к уголовной ответственности. Неблагоприятная обстановка в семье иногда создаётся в силу объективных причин, напр. из-за длит. болезни родных, тяжёлого материального положения, плохих жилищных условий. В подобных случаях должна оказываться всемерная поддержка со стороны адм. органов и обществ. орг-ций (напр., помещение в школу-интернат, прикрепление социального работника). Одной из существенных мер профилактики П. н. является предупреждение преждевременного отсева учащихся из школ и второгодничества, а также действ, контроль за несовершеннолетними, к-рые не учатся и не работают. Важнейшая задача правоохранит. органов — профилактика группового противоправного поведения несовершеннолетних, включающая выявление антисоциальных объединений подростков, совершивших либо намеревающихся совершить преступление, а также их лидеров и организаторов, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность; постановка на учёт всех участников группы и проведение с ней профилактич. работы. Профилактич. воздействие на группу может заключаться в разложении, разобщении группы с целью прекращения её существования с помощью комплекса воспитат. и принудит, мер вплоть до ареста лиц, совершивших преступления, развенчания лидера группы и т. д. Проблема П. н. в Рос. Федерации привлекла к себе внимание общественности с ростом правонарушений, совершаемых детьми и подростками, в 1960-х гг., что потребовало создания системы специали-зиров. подразделений органов внутр. дел, общественности и местных советов в целях предупреждения преступности. В 60—80-х гг. положение в сфере П. н. стабилизировалось, хотя в отд. периоды кол-во преступлений, совершаемых подростками, возрастало. Однако к нач. 90-х гг. П. н. достигла наивысшего уровня: по оценкам отеч. криминологов, доля преступлений, совершённых несовершеннолетними, колеблется от 15 до 20% в общей структуре преступности, причём в их число входят и латентные (скрытые) преступления, обнаружившие тенденцию к росту. Ю. М. Антонин.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|