ПООЩРЕНИЕ

вид моральной санкции; положит. воздействие авторитетного лица, к.-л. обществ. органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения. П. выражается в признании (как правило, публичном) заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или улучшением материального положения, называется наградой. Помимо одобрения социальное значение П. определяется тем, что оно обращает внимание др. людей и обществ. мнения на примеры, достойные подражания. Т. о., возникает социально-психол. механизм воспроизведения одобряемых обществом действий и их результатов. Этот процесс имеет 2 негативных момента. Во-первых, сама процедура П. и её положит. следствия могут провоцироваться действиями, к-рые целиком сориентированы на получение П. Внешне положительные, такие действия в нравств. плане являются недостойными. Поэтому с этич. точки зрения П. должно учитывать не только результаты действия, но и его мотивы. Во-вторых, со стороны авторитета П. может использоваться как средство манипулирования поведением людей в форме неявного подкупа, привлечения их на свою сторону и др. Р. Г. Апресян В воспитании П. — это метод. стимулирующий развитие ребёнка. В практике П. даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. П. вызывает положит. эмоции, способствует формированию чувства собств. достоинства, дисциплинированности, ответственности и др. П. осуществляется в разл. словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др.), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребёнка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретных ситуаций.

П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается, если при вручении подарка подчёркивается, что награда не совсем заслужена или ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки могут перестать вызывать у ребёнка положит. эмоции, поэтому в П. всегда должен быть элемент неожиданности, сюрприза. Нельзя увлекаться материальным выражением П., для ребёнка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважит, отношение к его заслугам. Пед. цели достигает П., заслуженное ребёнком, его физич. и нравств. усилием, вызывающим удовлетворение и желание сделать ещё лучше. Наступает нравств. саморегуляция, когда человек уже критически оценивает свою деятельность, возможности. На базе уже имеющихся моральных качеств формируются новые.

В воспитании педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей особую роль играет авансированное П., когда поощряется ещё не сам поступок, а его мотив или только начатое дело, не сформированные окончательно положит. качества личности и т. д. В этих случаях важно оказать воспитаннику доверие, стимулировать его желание выполнить общественно полезное дело хорошо, заставить поверить его в свои силы и возможности. Так, напр., иногда ученику ставят неск. завышенную оценку за знания, но тем самым стимулируют дальнейшие успехи. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, см. Опека и попечительство.

Просмотров: 877
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Западничество: его история и суть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие о темпераменте и его физиологических основах
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь