ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО над несовершеннолетними

форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос-во оказывает помощь круглым сиротам, а также детям, о к-рых родители не заботятся, позволяя принять на себя всю заботу о них приёмному воспитателю — опекуну. Опека устанавливается над детьми до 14 лет; попечительство — над несовершеннолетними до 18 лет (по своим воспитат. формам они не различаются).

Опека как помощь детям известна с древних времён. Первоначально она носила родственный характер и учреждалась не по нравственным мотивам заботы о сиротах, а в интересах близких родственников, претендовавших на наследство в случае смерти подопечных. Опекаемый, как правило, находился в полной и бесконтрольной зависимости от опекуна. Затем появилась т. н. завещательная форма опеки, когда опекун назначался по завещанию главы семьи, заблаговременно указавшего лицо, к-рому можно было доверить воспитание его детей.

В Др. Руси, опекуны из числа родственников рассматривались не как потенциальные наследники подопечного, а как близкие люди, способные проявить наиб. заботу о сироте. И в этом смысле опека являлась не столько правом, сколько обязанностью. Попытки гос. вмешательства в установление опеки были предприняты при Петре I. С 1775 опека стала носить строго сословный характер: дворянская опека — для детей-сирот дворян, сиротский суд — для осиротевших детей купцов, мещан; ребёнку из крестьян опекуна избирал сел. сход.

Потребность в опеке возрастала с появлением большого числа сирот в периоды войн, социальных потрясений, стихийных бедствий, голода и т. п. (см. Сиротство). После окт. 1917 в России опека стала рассматриваться как одно из средств борьбы с беспризорностью (в нач. 20-х гг. насчитывалось 100 тыс. опекаемых детей). С её помощью спасали детей в годы Вел. Отеч. войны.

Совр. опека учреждается большей частью по отношению к социальным сиротам — детям, к-рые имеют родителей, лишённых своих прав или уклоняющихся от воспитания, страдающих алкоголизмом, ведущих аморальный образ жизни и т. п. В Рос. Федерации на кон. 1993 насчитывалось ок. 190,5 тыс. опекаемых детей (напр., в 1991 на О. и п. было принято св. 43 тыс. детей и подростков, в т. ч. в возрасте до 7 лет — ок. 23 тыс.).

Правила установления О. и п. общедоступны. Напр., не требуется согласие на опеку родителей и самого несовершеннолетнего, т. к. при опеке сохраняется правовая связь между ребёнком и родителями, к-рые не утрачивают своих юрид. прав и обязанностей, однако после пере-- дачи ребёнка на опеку они уже не могут воспитывать его лично. О. и п. устанавливаются по месту жительства ребёнка или опекуна органами местного самоуправления. Они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, принимают меры по розыску лиц, готовых заменить родителей, назначают опекунов (попечителей), контролируют их деятельность и освобождают их от опекунских обязанностей. После установления факта нарушения интересов ребёнка осуществляется его временное устройство. На назначение опекуна отводится месячный срок, чтобы ребёнок не находился длит. время без защиты. В случае невозможности по к.-л. причинам установления опеки несовершеннолетний направляется в дет. воспитат. учреждение на полное гос. обеспечение.

Будущий опекун должен лично выразить своё желание воспитывать ребёнка (до 1969 опекун назначался и помимо его воли, но принудит, выполнение воспитат. обязанностей пед. эффекта, как правило, не давало). Опекунами могут быть все граждане безотносительно к своему семейному и материальному положению, образоват. уровню, кроме, напр., лиц, не достигших совершеннолетия, т. к. они сами нуждаются в воспитании, или лишённых родительских прав. Выбор опекуна требует большой взыскательности. Обязательно принимаются во внимание его нравств. качества. Предпочтение отдаётся порядочным, добрым, трудолюбивым, заботливым по своей внутр. сути людям, способным любить и понимать обездоленного ребёнка.

Чаще всего в роли опекуна выступают члены прежней семьи или близкие родственники ребёнка, т. к. ломка сложившихся родств. отношений для несовершеннолетнего нежелательна. Обычно родителей заменяют бабушки и дедушки (60,8% всех опекунов), посторонние лица составляют лишь 5%. Залог эффективного воспитания подопечного — в существовании искренних, уважительных отношений между опекуном и ребёнком. При отсутствии взаимной симпатии, доверия рассчитывать на успех трудно. Однако иногда приходится не считаться с желанием несовершеннолетнего, если он ложно понимает свою независимость, находится под влиянием мнимого авторитета. В этих случаях опекун должен проявить большой пед. такт, установить контакт с ребёнком, учитывая, что подопечные дети, как правило, пережили тяжёлую душевную травму.

После вынесения решения об опеке опекуну выдаётся удостоверение, подтверждающее, что он является законным представителем интересов подопечного, может совершать от его имени все юридически необходимые действия, выступать в защиту его прав во всех учреждениях, в т. ч. и в суде, без особого полномочия. Опекун вправе предъявить иск о возврате ребёнка к лицам, удерживающим у себя подопечного без законных оснований. Такой иск нельзя предъявить к родителям. С момента установления опеки опекун несёт все обязанности по воспитанию подопечного несовершеннолетнего. Для осуществления тесного личного контакта воспитателя и воспитанника они обязаны проживать вместе. При этом опекун и опекаемый не приобретают взаимных прав на жилую площадь. С разрешения органов О. и п. может быть произведён обмен жилой площади подопечного, сдача её в поднаём. В исключит. случаях разрешается раздельное проживание опекуна и воспитанника, достигшего 16 лет.

На опекуна возлагаются те же воспитат. обязанности, что и на родителей, кроме материального содержания подопечного. Источниками средств существования опекаемого являются гл. обр. пенсия по случаю смерти родителя, алименты. Нек-рым категориям подопечных детей органы О. и п. назначают ежемес. пособие, сумма к-рого зависит от размера затрат на нужды детей в данной местности и общей социально-экон. ситуации в данном регионе. С 1992 на опекаемых детей распространяются нормы материального обеспечения и льготы, устанавливаемые для воспитанников интернатных учреждений.

После передачи ребёнка на опеку над приёмной семьёй осуществляется постоянный надзор (контроль). Регулярное (2 раза в год) обследование условий жизни и воспитания подопечного обычно проводит обществ. инспектор по охране детства школы с целью оказания помощи, устранения недостатков в воспитании, устройства в дет. дошк. учреждение и т. п. Широкое распространение получила помощь подопечным детям рос. и между-нар. благотворит. орг-ций.

По достижении 14 лет подопечный автоматически переходит под попечительство того же воспитателя, к-рый помогает ему осуществлять свои имуществ. права. Опека перестаёт существовать после устранения вызвавших её причин (напр., родитель восстановлен в родительских правах, стал вести трезвый образ жизни, вернулся из мест лишения свободы, длит. командировки и т. п.). Если опекун не хочет вернуть ребёнка, родитель вправе обратиться в суд. После удовлетворения иска решение об опеке аннулируется.

Опекун может быть также освобождён от своих обязанностей при усыновлении подопечного, передаче его на воспитание на полное гос. обеспечение. Опекун может сам просить об освобождении его от принятых на себя обязательств. Просьба удовлетворяется при наличии уважит, причин: болезни, сложных семейных обстоятельств, отсутствия контакта с воспитанником и т. п. Опекуна отстраняют, если он недобросовестно относился к своим обязанностям. При использовании опеки в корыстных целях, а также в случае оставления воспитанника без надзора и помощи органами прокуратуры решается вопрос. о привлечении виновного к уголовной ответственности. На практике такие ситуации крайне редки.

Лит.: Пергамент А. И., Опека и попечительство, М., 1966; Нечаева А. М., Правовая охрана детства в СССР, М., 1987; с е ж е» Правонарушения в сфере личных семейных отношений, М., 1991; Работа отдела нар. образования по охране прав несовершеннолетних, М., 1989. А. М. Нечаева.

 

Просмотров: 1961
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
  • Депрессия у детей и подростков
  • Защита прав детей
  • Мания у детей и подростков
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
  • ОПЕКА НАД ДЕТЬМИ
  • ОПЕКА НАД ДЕТЬМИ
  • ОПЕКУН
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • Общение аутистичных детей и подростков
  • Опека (попечительство)
  • Опекун
  • Ответственность детей за родителей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХОГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
  • РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • Режим дня детей и подростков
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь