ОЗБЕЛ Дейвид Поль

(р. 25.10.1918, Нью-Йорк), амер. психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Окончил Пенсильванский ун-т (1938), в 1950 защитил докторскую дисс. по возрастной и пед. психологии в Колумбийском ун-те. Работал в Между нар. госпитале Гувернера (1943—44), Гос. госпитале Буффало (1947—48). Проф. Иллинойсского ун-та (1950—66), Ин-та по изучению проблем образования (Онтарио; 1966—77), Ун-та в г. Нью-Йорк (CUNY; с 1977). В области пед. психологии О. разработана теория осмысленного вербального обучения, основанная на необходимости понимания учеником изучаемого материала. О. различает два способа организации уч. процесса: обучение через открытие (проблемное) и рецептивное обучение (восприятие учащимися готовой информации). По мнению О., вербальное рецептивное обучение, осн. видом к-рого является обучение в процессе чтения текста, — наиб. распространённый и естеств. способ обучения. При условии наличия внутр. смысловых связей в изучаемом тексте, доступности материала для учащегося и определённой мыслит, работе со стороны последнего вербальное рецептивное обучение является осмысленным. Для объяснения психол. механизмов осмысленного обучения О. вводит понятие когнитивной структуры — иерархически организованной системы понятий учащихся, приобретённых ими в прошлом опыте. При осмысленном обучении новые знания становятся частью когнитивной структуры, чего не происходит при механич. заучивании.

Эксперим. исследования О. в области возрастной и пед. психологии затрагивают вопросы повышения дидактич. эффективности шк. обучения, развития личности в норме и патологии, межличностные отношения школьников и т. д. О. принадлежит попытка теоретич. анализа понятия «когнитивный стиль» и систематизации исследований в данной области. Работы О. содержат богатый фактич. материал и освещают ряд теорий обучения и развития.

Соч.; Theory and problems of adolescent development, N. Y., 1954; The psychology of meaningful verbal learning, N. Y. — L., 1963; Learmng theory and classroom practice, [Toronto], 1967; Educational psychology. A cognitive view, N. Y. — [a. o.], 1968; School learning: an introduction to educational psychology, N. Y., [1969] (with F. G. Robinson); Theory and problems of child development, N. Y. — L. (with E. U. Sullivan). T. H. Брусенцова,

 

Просмотров: 818
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Вербальное обучение
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ
  • Единство обучения и развития
  • КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ
  • Обучение по мере необходимости
  • Обучение проблемное
  • Обучение проблемное
  • Обучение через открытие
  • Общение (в психологии развития)
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Проблемное обучение
  • Проблемное обучение
  • Проблемное обучение
  • Проблемное обучение
  • Проблемное обучение
  • Проблемное обучение
  • Психический материал процесса обучения
  • Социального научения теория (SOCIAL LEARNING THEORY)
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТ ЗАДЕРЖКИ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЧЕТА (МКБ 315.2)
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь