ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач. классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе.

О.ч. возникло в рус. школе в 50—60-х гг. 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич. чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста. В 50-е гг. 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как средство практич.обучения языку и подготовки учащихся к пониманию грамматики (Ф И Буслаев)/ В 60-х гг. перед О ч, наряду с обучением школьников языку, была поставлена задача обучения их сознательному чтению, а также сообщения путем чтения реальных знаний (К Д Ушинский, H Ф Бунакови др).

Определение задач и практич.решение вопросов методики О.ч. в отеч. пед.литре принадлежит Ушинскому Он первым включил в свои хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) статьи естеств. -ист. содержания и произведения классич.рус. лит-ры, разработал методику чтения науч. -популярных и худож. текстов. Ушинский указывал, что при чтении науч. -популярных текстов надо больше внимания уделять логич.разбору («логическое чтение»), развивать логич.мышление детей. Цель чтения худож. текстов — обучение выразит чтению, усвоение норм языка и воспитание чувств детей («эстетическое» чтение). Ушинский предостерегал учителей от излишеств в объяснениях текста, считал, что подготовку к чтению и связь нового текста с предыдущим следует осуществлять в предварит. беседе. Вопросы к прочитанному должны быть немногочисленными и носить развивающий характер. В хрестоматии Ушинский включал статьи, предполагавшие предшествующее и сопутствующее рассмотрение предметов (как правило, эти статьи располагались перед худож. текстами). В последующие годы рус. методисты развивали методику О.ч., в частности, положения Ушинского о значении худож. текстов в обучении и воспитании (Н Ф Бунаков, В И Водовозов), развитии логич.мышления (Д И Тихомиров), о наглядности обучения (В II Вахтеров) и т. д.

В 80—90-х гг. О.ч. в нар. школе превратилось в словотолковательное чтение, уводившее учащихся от содержания текста и тем самым затруднявшее целостное восприятие произведения. В нач. 20 в педагоги и методисты (Вахтеров, В II Шереметевский и др) отстаивали за нар. школой право давать учащимся реальные знания и обучать осознанному чтению.

В совр. школе отд. приемы О.ч. используются при работе с худож. и чаще науч. -популярными текстами в нач. классах. Важнейшими принципами являются опора на личный опыт детей и расширение его в процессе чтения, использование наблюдений детей за природой и жизнью общества, сознательность и активность восприятия учащимися читаемого, наглядность обучения. Как часть предмета «Родной язык и литература» оно имеет свои специфич. задачи обучение навыкам чтения, приемам анализа текста, способам самостоят. добывания знаний из книги, развитие речи (преим устной) учащихся, их творческого воображения и др.

О.ч. используется уже в период обучения грамоте по букварю, затем — по «книгам для чтения» с привлечением доп лит-ры. Понимание текста произведения достигается также путем анализа его содержания, композиции и языка Для усиления эмоционального впечатления на ученика худож. произведение вначале прочитывается без комментариев, затем задаются вопросы, выясняющие понимание прочитанного. В предварит. беседе (если она необходима) выясняется значение слов, необходимых для восприятия содержания, актуализируются наблюдения детей, их личный опыт, даются нек-рые пояснения об обстановке, месте действия и т. д. При повторном чтении про себя или вслух всего произведения или отдельных егО.ч.астей (т. н. выборочное чтение) углубляются восприятие и понимание прочитанного, учащиеся обучаются выразительному чтению и пересказу текста (сплошному, сжатому, выборочному, творческому), составлению плана прочитанного.

О. ч. науч.-популярных произведений используется для расширения кругозора учащихся. Вопросы учителя способствуют формированию у учащихся представлений и понятий, приводя их к выводам и обобщениям. Как правило, при чтении науч.-популярных текстов (особенно природоведч. характера) широко применяются разл. средства наглядности, чтение текстов обществ.-ист. характера сочетается с рассказом учителя и демонстрацией пособий. В методике О. ч. важное место отводится самостоят. чтению учащихся и работе над текстом на уроке. Чтение текстов связывается с наблюдениями учащихся, полученными на уроках природоведения, истории и др.

Лит.: Методика объяснит, и лит. чтения, Л. 1978. М. И. Оморокова.

 

Просмотров: 4232
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Культура чтения
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • МОДАЛЬНОСТЬ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
  • ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • Психология чтения
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Рождественские чтения
  • СЕМАНТИЗИРУЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
  • Симптом фотографического чтения вслух
  • ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
  • ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТ ЗАДЕРЖКИ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЧЕТА (МКБ 315.2)
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Чтение выборочное
  • Чтения диапазон
  • ЧТЕНИЯ НАРУШЕНИЕ (или РАССТРОЙСТВО)
  • ЧТЕНИЯ, ВОЗРАСТ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь