НИГЕРИЯ

(Nigeria), Федеративная Республика Нигерия, гос-во в Зап. Африке. Столица — Абуджа. Пл. ок. 924 тыс. км2. Нас. ок. 92 млн. чел. (1993).

В Н. св. 250 народностей и этнич. групп (наиб. крупные: хауса, йоруба). Офиц. яз. — английский. Столица — Лагос.

Под назв. «Нигерия» (1914) объединены территории в нижнем течении р. Нигер, оказавшиеся под брит, контролем во 2-й пол. 19 в. Их ист. судьбы были различны. В 11—14 вв. на сев. территориях распространялся ислам; в 18 в. появилась письменность яз. хауса на основе араб. алфавита. Однако обучение охватывало весьма огранич. круг муж. населения. С сер. 19 в. на юж. территориях создавались христ. миссионерские школы; для обучения в них в кон. 19 в. разработана письменность на основе латиницы для языков хауса, йоруба и др. После 1900 началось создание общей шк. системы. Деп. просвещения сев. провинций создан только в 1910.

Сеть школ начала заметно развиваться только после 2-й мировой войны. В 1929—50 общее число учащихся во всех гос. (колониальных) нач. школах выросло со 146 тыс. до 970 тыс., число учащихся ср. школ — с 634 до 28 тыс., учительских колледжей — с 500 до 6 тыс. Тем не менее в сер. 50-х гг. 20 в. ок. 90% взрослого населения оставалось неграмотным.

В отд. регионах длительность обучения в нач. школе была различной — от 6 до 8 лет. Содержание шк. подготовки было повсюду сходным: осн. внимание уделялось чтению, письму и счёту. Среди предметов уч. плана были родной или местный язык, арифметика, англ. язык, религия, чистописание, природоведение, история, география, гигиена, физич. воспитание, пение и рукоделие. Уч. планы и программы разрабатывались регион, департаментами просвещения и были обязательными для всех соответствующих нач. школ. Преподавание велось на местных языках в мл. классах и на англ. языке в ст. классах нач. школы.

Выпускное свидетельство о нач. образовании (по результатам экзаменов) давало право участвовать в конкурсе для поступления в 5-летние ср. школы, построенные по типу брит, грамматич. школ. По окончании ср. школы учащиеся сдавали экзамены на «западноафриканское шк. свидетельство». Часть выпускников нач. школ проходили вступит, тесты в ремесл. центры или техникумы.

После получения независимости (1960) и i оовозглашения федеративной респуб-лит и (1963) сложилась нац. система уч. заведений. Система образования включала 6-летнее нач., 5-летнее (неполное) среднее, 2-летнее повышенное ср. образование, 3—4-летнее университетское образование. В 1960—80 число нач. школ увеличилось с 15,7 тыс. до 36,6 тыс., а учащихся в них — с 2,9 млн. до 13,7 млн. чел., число ср. школ — с 833 до 4,5 тыс. и учащихся в них — со 135 тыс. до 1,9 млн. чел. В 5 раз выросло число проф. уч-щ: с 29 до 159 (67 тыс. учащихся в 1980), кол-во ун-тов увеличилось (к 1980) до 17 (2 в 1960). Расходы на образование к 1981 достигли 5,5% от ВНП и 24,7% от общих гос. расходов, но затем стали существенно сокращаться.

В 1976 введено обязат. 6-летнее нач. образование, что привело к дальнейшему увеличению числа учащихся нач. и ср. школ. В 1977 была объявлена «новая нац. политика в области образования», к-рая начала осуществляться в ряде штатов с 1982 и во всех с 1984. В 1985 её положения законодательно закреплены в правительств, декрете «Об образовании (национальные минимальные стандарты и создание образовательных учреждений)». Новая политика направлена на приоритетное развитие нач. образования, создание общегос. образоват. стандартов и единой системы образования. Она предусматривала существ, изменения на уровне ср. и послесреднего образования.

Новая система образования включает 6-летнюю обязат. нач. школу, 3-летние мл. ср. школы, 3-летние ст. ср. школы, а также проф. уч. заведения и ун-ты.

В 1989 в Н. принята новая конституция, к-рая предусматривает приём в мл. ср. школу 100% учащихся, успешно окончивших нач. школу начиная с 1992/93 уч. г. Таким образом, в Н. вводится обязат. 9-летнее обучение.

Современная система образования действует на основании декрета 1985 и декрета 1988 «О нац. комиссии по нач. образованию и др. вопросам». Ответственность за разработку образоват. политики возложена на Нац. совет по образованию, в составе к-рого министры образования всех штатов (21) и столичной территории (пред. — федеральный министр образования).

Управление образовани-е м осуществляется на уровнях: федеральном, штатов и местном. Нач. образование находится в ведении правительств штатов и местных органов управления, а ср. и послесреднее (включая университетское) — сфера совместной ответственности правительств штатов и федерального. Проблемы ликвидации неграмотности и образование взрослых относятся к компетенции правительств штатов и местных властей. Федеральное мин-во координирует деятельность ведомств в целях обеспечения единых стандартов образования, осуществляет контроль за качеством образования.

Дошкольное воспитание не входит в гос. систему образования и не финансируется из гос. бюджета. Поощряются частные и добровольные орг-ции, отд. лица, создающие дет. сады и предна-чальные школы для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Дошк. учреждения (гл. обр. в городах и обычно платные) имеют целью развитие детей и подготовку их к обучению. Мин-ва образования издают метод. рекомендации, к-рым дошк. учреждения обязаны следовать.

Начальное образование дети с 6-летнего возраста получают в бесплатных 6-летних нач. школах. По декрету 1988, подписанному президентом страны, ответственность за финансирование нач. образования делят федеральные и местные власти.

Базовый уч. план нач. школы, единый для всей страны, включает два нигерийских языка (родной и местный или один из наиб. распространенных языков), англ. язык, математику, естествознание, комплексный предмет география и история, рисование, пение, гигиену, физич. воспитание, религ. обучение, с. х-во, домашнюю экономику, местные ремёсла. Обучение в 1—3-х кл. на родном или местном языке, в 4—6-х — на англ. языке.

Одна из серьёзных проблем — наличие множества народностей и этнич. групп со своими языками и наречиями (ок. 400), часто бесписьменных, отсутствие на мн. языках уч. лит-ры. В сер. 80-х гг. изданы учебники по ряду предметов на мн. языках, разрабатываются словари.

По окончании нач. школы учащиеся сдают экзамены. В нач. 90-х гг. в 35 тыс. нач. школ обучалось 12,7 млн. учащихся.

Среднее образование охватывает 2 цикла обучения в 3-летних мл. ср. и 3-летних ст. ср. школах (находятся в ведении штатов; федеральное мии-во имеет во всех штатах небольшое число своих ср. школ, т. н. школ единства, куда по пропорцион. представительству принимаются учащиеся из всех штатов). Имеется неск. частных ср. школ в крупных городах.

В 3-летних мл. ср. школах учащиеся получают общеобразоват. и предпроф. подготовку. Уч. план включает три группы уч. предметов: базовые, обязат. для всех учащихся; предпрофессиональные по выбору и факультативные. Базовые предметы включают: математику, англ. язык, язык окружения (местный язык), один из распространённых нигерийских языков (хауса, ибо, йоруба и др.), религию, интегриров. курсы по естеств. и по обществ. наукам, предметы эстетич. цикла (музыка и иск-во), практику с. х-ва, физич. воспитание и 2 предмета, выбираемых из предпрофессио-нальных: введение в технологию, местные ремёсла, домашняя экономика, деловая корреспонденция. В нек-рых школах факультативно преподаются араб. и франц. языки.

Выпускники мл. ср. школы сдают проводимые мин-вами образования штатов экзамены. Успешная сдача экзаменов по англ. языку — обязат. условие для поступления в ст. ср. школу. Успешно окончившие мл. ср. школу могут поступить также в технический или в учительский колледж. В 1990/91 уч. г. в 5,6 тыс. ср. уч. заведений всех типов обучалось 3,1 млн. учащихся.

Уч. план ст. ср. школы дифференцирован и включает обязательные для всех общеобразоват. предметы, а также предпрофессиональные или профессиональные по выбору. К обязательным относятся кроме предметов мл. ср. школы англ. и нигерийские языки, математика (по выбору или физика, или химия, или биология), англ. лит-ра (по выбору или история, или география), с х-во или по выбору один из проф. предметов В зависимости от ориентации на будущую профессию каждый учащийся выбирает еще три уч предмета (не совпадающих с базовыми), в их числе курсы математики повыш уровня, коммерция, экономика, бухгалтерское дело и т п

Выпускники ст ср школы сдают гос. экзамены и получают «свидетельство ст ср школы» (the Senior School Certificate)

Окончившие ст ср школу получают право поступать в высш. уч заведения

Профессиональное о б p а зование на базе мл ср школы дают центры с 2—3-летним сроком обучения (готовят квалифициров.рабочих и ремесленников) и 3-летние техн колледжи Подготовку высококвалифициров.рабочих и техников ведут также созданные в 1988—90 9 федеральных техн колледжей Они предоставляют возможности и для повышения квалификации

Высшее образование дают ун-ты, политехн ин-ты, технол и пед.колледжи и др. послесредние уч заведения

Действуют ун-ты, федеральные и принадлежащие штатам (28 в 1991) Они управляются Нац университетской комиссией, состоящей из представителей ун-тов, общественности, федеральных мин— в Комиссия координирует развитие университетского образования, проводит аккредитацию ун-тов и университетских курсов

Прием в ун-ты — на основе конкурса выпускных свидетельств Основной 4-летний курс ведет к получению степени бакалавра, последующий 2-летний — к степени магистра Обучение платное Многие ун-ты имеют заочные отделения

Крупнейшие ун-ты (сер 90-х гг.) Ахмаду Белло в г. Зариа (осн. в 1962, более 15 тыс студентов, 11 ф-тов, ин-ты администрации, пед, с -х исследований, здравоохранения и др), Обафеми Аволово в г. Иле-Ифе (осн. в 1961 как ун-т Ифе, более 14 тыс студентов, 11 ф-тов, ин-ты с -х исследований и подготовки, пед, физич. воспитания), Лагос-ский (осн. в 1962, ев 10 тыс студентов, 8 ф-тов, мед колледж), Нигерийский в г. Нсукка (осн. в 1960, ок 12 тыс студентов, 14 ф-тов, 5 ин-тов и центров) К нач. 90-х гг. в ун-тах обучалось ев 160 тыс студентов, в большинстве ун-тов велась также подготовка магистров и докторов

Высш. проф. образование дают также 10 федеральных и 23 принадлежащих штатам политехн ин-тов и технол колледжей Курс обучения от 2 (над диплом обычного уровня) до 4 лет (высш. нац диплом)

Подготовка педагогов ведется на базе мл ср образования в учительских колледжах (для нач. школы) Учительские колледжи постепенно закрываются Учителя для мл ср школ готовятся в пед.колледжах (Colleges of Education) и нек-рых ун-тах и политехн ин-тах на базе полного ср образования

В федеральных учительских и пед.колледжах обучение бесплатное В 1987/88 уч г. в пед.колледжах обучалось ок 54 тыс учащихся Учителей для ст ср школ и колледжей готовят пед.ин-ты и пед.ф-ты ун-тов Учителя проф. -тех уч заведений готовятся в федеральных техн пед.колледжах и на пед.отделениях и ф-тах политехн ин-тов

По оценке ЮНЕСКО, в 1990 уровень неграмотности населения в возрасте старше 15 лет составлял 49,3% В связи с этим большое внимание уделяется ликвидации неграмотности, неформальному образованию взрослых и в последние годы обучению детей кочевников в 1988 было ев 240 передвижных школ (ев 14 тыс учащихся)

Научные педагогические учреждения.

Научно — исследовательскую работу в области образования и пед.наук ведут Нигерийский совет по пед.исследованиям и развитию образования, пед.ф-ты, ин-ты и исследоват.центры ун-тов и др. вузов

Пед.журналы «Lagos Educational Review», «Nigenan Teacher», «West Afri-can Journal of Educational and Vocational Measurement», «Teachers Journal» (все в Лагосе), «Afncan Journal of Educational Research», «Teachers Monthly» (Ибадан), «Review of Education» (Нсукка), «Adult Teacher» (Аба) и др

Лит Бобровский А Г, Актуальные проблемы образования в Нигерии, ВВШ, 1966, A» l, Новиков В, Ярковой В Образование в Нигерии «Азия и Африка сегодня», 1981, №3, Денисова Т С, Подго товка квалифициров.рабочих в Нигерии, СП, 1984, №12, M a r g o 11 s A M, Nigeria а study of the educational System of Nigeria, [Wash], 1977, B r а у M, Universal pnmary education m Nigeria a study of Kano State L — [a o], 1981, T a i w о С O, The Nigenan edu cation System past, present and future, Ikeja, 1985 Ю С Алферов

 

Просмотров: 825
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СТРУКТУРА БЮДЖЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь