|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
МОЗГцентр. отдел нервной системы, обеспечивающий наиб. совершенные формы регуляции всех функций организма, в т. ч. высшую нервную деятельность, Различают спинной М., расположенный в позвоночном канале, и головной М., помещающийся в черепной коробке. Головной М. человека — материальный субстрат психики. Головной М. состоит из конечного мозга (больших полушарий); межуточного мозга, в к-рый входят зрительные бугры (таламус), подбугорье (гипоталамус), за-бугорье (метаталамус), надбугорье (эпиталамус); среднего мозга, включающего ножки мозга и четверохолмие; заднего мозга, состоящего из моста и мозжечка; продолговатого мозга, являющегося непосредств. продолжением спинного мозга. Все отделы, расположенные между спинным мозгом и межуточным мозгом, образуют ствол мозга. Через него проходят афферентные (центростремительные, чувствительные) нервные волокна, направляющиеся от спинного М. и черепно-мозговых нервов к вышележащим отделам М., и эфферентные (центробежные, двигательные) нервные волокна, идущие в обратном направлении. Головной М. покрыт твёрдой, паутинной и мягкой оболочками, между к-рыми находится цереброспинальная жидкость. Кровеносная система М. и цереброспинальная жидкость служат транспортными руслами питательных веществ, кислорода и др. веществ, необходимых для жизнедеятельности нервных клеток. Головной М. весьма чувствителен к недостатку кислорода. По ряду анатомич. и функциональных признаков М. можно представить как совокупность сенсорных систем. Рецепторы (нервные окончания) к.-л. афферентной системы воспринимают раздражения, к-рые затем в виде нервных импульсов распространяются по центростремительным нервным путям к головному М. Потоки нервных импульсов несут в М. информацию о силе и качестве раздражений, воспринятых рецепторами органов чувств (глаза, уха, кожи и др.), всех внутр. органов, мышц и сухожилий. В подкорковых структурах, затем в корковых отделах анализаторов, а в конечном итоге всей корой эта информация перерабатывается — осуществляется её анализ и синтез. Затем головной М. посылает исполнительным органам (эфферентным системам) команды о характере ответных реакций на раздражения. Ответные реакции могут быть двух типов: безусловные или условные рефлексы. В совр. нейропсихологии принято условное подразделение М. на три блока. Любой вид психич. деятельности требует, чтобы в работу включились именно эти три функциональных блока, три осн. аппарата М. Первый блок — «энергетический», или «блок регуляции тонуса и бодрствования». Он занимает глубинные отделы М. Его задача — принять сигналы возбуждения, приходящие от органов чувств, переработать их в нервные импульсы и послать мозговой коре. В случае повреждения этого блока нарушается павловский «закон силы»: второстепенные, неважные сигналы не тормозятся, мелкая мысль может заслонить главную идею, М. теряет избирательность, тонус коры снижается, память истощается. Второй блок — приёма, переработки и хранения информации. Расположен в задних отделах больших полушарий и сам состоит из трёх подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височного) и общечувствительного (теменного). Этот блок имеет иерархич. строение — первичные, вторичные и третичные отделы в каждом из подблоков. Первые дробят воспринимаемый образ — слуховой, зрительный, осязательный — на мельчайшие признаки: округлость и угловатость, высоту и громкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. от зрения, слуха, обоняния, осязания. Третий блок — программирования, регуляции и контроля. Расположен в лобных долях М. Человек, у к-рого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовывать своё поведение, не умеет перейти от одной операции к другой, личность его распадается, а сам он этого не осознаёт. Т. о., данный блок М. ответствен за произвольную регуляцию поведения, т.е. обеспечивает собственно человеческое в человеке. В процессе индивидуального развития ребёнка, по мере морфофункционального созревания отд. структур М. изменяются степень и характер их участия в реализации целостных системных актов. Опережающее созревание первичных проекционных корковых полей обусловливает осуществление анализа простых признаков стимула с момента рождения ребёнка. Незрелость на этом этапе вторичных и третичных корковых полей исключает возможность комплексного восприятия и его активной организации. По определению И. М. Сеченова, новорождённый ребёнок, испытывая ощущения света, звука, прикосновения, ещё не умеет видеть, слышать и осязать. По мере созревания вторичных проекционных и третичных ассоциативных полей отмечается их возрастающее участие в сенсорном анализе. В трёхлетнем возрасте число вовлечённых в зрительное восприятие структур увеличивается, причём они однотипно реагируют на сенсорные признаки стимула, дублируя функции первичных полей. Дальнейшая цитоархитектс-нич. дифференнировка проекционных и ассоциативных полей коры и их связей приводит в возрасте 5—6 лет к специализации отд. корковых зон в процессе анализа разл. характеристик стимула. С возрастом значительно увеличивается участие в восприятии передних ассоциативных полей, созревание к-рых и формирование их связей с др. отделами М. прослеживается даже в подростковом возрасте. Вовлекаясь в реализацию заключит. этапов восприятия (опознание, категоризация стимула), передние ассоциативные поля вместе с тем способствуют совершенствованию возможности управления сенсорной функцией в зависимости от конкретных задач и потребностей. С морфофункциональным созреванием лобных областей коры коррелирует совершенствование и др. функций М. — произвольного внимания, управления движениями, сознат. произвольной деятельности в целом. Оптогенетич. закономерности функциональной эволюции М. свидетельствуют о том, что неодновременное созревание разл. корковых отделов, являющихся звеньями системной организации интегративных процессов, определяет специфику их осуществления в разл. возрастные периоды. наиб. поздно созревающие передние ассоциативные корковые поля обеспечивают окончат, формирование сложных функциональных систем, лежащих в основе психич. процессов и организации целенаправл. поведения. Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Поли, собр. соч., т. 4, М. — Л.; Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга. Избр. произв., M.; Л у p и я А. Р., Мозг человека и психич. процессы, т. 1- 2, М., 1963- 70; Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. с англ., М., 1965; Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969; II p и б p а м К., Языки мозга, пер. с англ., М., 1975; X p и з-ман Т. П., Развитие функций мозга ребенка. Л., 1978; Бехтерева Н. П., Здоровый и больной мозг человека, Л., 1980; Симерницкая Э. Г., Мозг человека и психич. процессы в онтогенезе, М., 1985.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|