МИХЕЕВ Иван Степанович

[19.6(1.7). 1876, с. Ошторма-Юмья, ныне в Кукморском р-не Татарии, — 1937, по др. сведениям, 1941, 1944], педагог, методист. по родному и рус. языкам в школе, удм. писатель. Окончил Казанскую инородч. учительскую семинарию (1895). Пед. деятельность начал в удм. селе в Вятской губ. В 1896—1906 преподавал в образцовом уч-ще при Казанской учительской семинарии и (с 1907) в приготовит. классе при ней. В 1918—37 работал випед. уч. заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

В нач. 20 в. предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и рус. языках. Курс начинал на родном яз. учащихся. После овладения ими элементарными шк. навыками переходил к обучению рус. языку, к-рое вёл гл. обр. в «разговорных уроках» (всего 80). Главным считал усвоение «элементарного синтаксиса», прежде всего из практики живой разговорной речи и устных и письм. упражнений; лишь освоив особенности построения рус. предложения, учащиеся переходили к фонетике и морфологии. Свои приёмы обучения М. называл «методом целых предложений». Создал серию учебников по рус. яз., в к-рую вошли «Наглядный букварь и первая книга»(1903), продолжавшие это пособие книги для чтения (2-я — 4-я), сборники упражнений в сочинениях и рассказах по картинкам, грамматич. упражнений (в 2 частях). Составил руководства к ведению «разговорных уроков» и к книгам для чтения. Многие из этих пособий неоднократно переиздавались, в т. ч. и в годы сов. власти. Среди др. учебников М.: наглядный арифметич. задачник, удм. букварь и первая книга для чтения (1907). Методика М. получила распространение в нерус. школах Поволжья, Ср. Азии, Сибири, Кавказа, закрепив в системе их работы принципы воспитывающего обучения, активное формирование практич. навыков двуязычия. Автор публицистич. и драматургич. произведений на удм. яз., в к-рых выражены идеи просвещения народа.

Соч.: Рус. грамматика. Элементарный курс, ч. 1, Каз., 1914 (соавт.); Осн. правила рус. грамматики для нацмен, Каз.; Материалы для составления предложений. Справочник, Каз., 1929; Методика преподавания рус. грамматики в школах нацмен, под ред. Н. И. Ашмарина, Каз., 1929.

Лит.: Каталог учебников и уч. пособий И. С. Михеева, Каз., 1910; Ханби-ков Я. И., Рус. педагоги Татарии, Каз., 1968; Губашева Н. Ш., Забытое наследство, в кн.: Педагогика и психология. Сб. ст., в. 1, А.-А., 1969; Фролова Г. Д., Из истории удм. школы, Ижевск, 1971; А с а д у л-лин А. Ш., Из опыта преподавания рус. языка в тат. школе, Каз., 1981, гл. 5; Суворова 3. В., Пед. идеи удм. просветителя И. С. Михеева, Ижевск, 1990.

А. Ш. Асадуллин, 3. В. Суворова.

 

Просмотров: 1074
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БЕЗБУКВАРНЫЙ МЕТОД обучения грамоте
  • КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЙ
  • КУРС ОБУЧЕНИЯ
  • Культура чтения
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • МИХЕЕВ Иван Степанович (1876 - по разным сведениям, 1937, 1941 или 1944)
  • Методика дифференцированного обучения
  • Методика индивидуального обучения
  • Методика обучения
  • Методика обучения
  • Методика обучения
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика проблемного обучения
  • Мотивы чтения
  • НАГРУЗКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  • ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Принцип воспитывающего обучения
  • Психология чтения
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Распределение упражнений
  • Распространение профильного обучения
  • ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  • ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТ ЗАДЕРЖКИ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЧЕТА (МКБ 315.2)
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • ЧТЕНИЯ, ДИАПАЗОН
  • Шесть упражнений методики Шульца
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС
  • методы обучения в высшей школе
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь