ЛЬВОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

один из старейших центров слав. науки и культуры. Осн. в 1661. Прошёл сложный путь развития и преобразований в условиях Речи Посполитой (до 1772), Австр. и Австро-Венг. монархий (до 1918), польск. гос-ва (до 1939). До закрытия в 1773 — иезуитская академия (с правом преподавания всех университетских дисциплин и присуждения учёных степеней) в составе 3 ф-тов (богословский, юрид., филос.). С 1784 восстановлен как австр. светский ун-т с преподаванием на лат. яз. (отд. предметы преподавались на нем. и польск. языках). В 1803 проф. П. Д. Лодий основал в ун-те пед. ин-т. При ун-те действовала гимназия, в 1787—1808 т. н. Руський ин-т (Studium Ruthenum) с преподаванием на укр. лит. яз. того времени. В 1805 ун-т закрыт; на его базе работал лицей (500—800 уч-ся), в к-ром с 1812 в качестве факультатива был введён курс педагогики. В 1817 лицей вновь получил статус ун-та. Включал 3 ф-та (филос., юрид., богословский) и мед.-хирургич. ин-т. Языками обучения стали немецкий и латинский. Ун-т сделался одним из крупнейших уч. заведений в Европе, в нём обучалось в 1817/18 уч. г. 869, в 1847/48 уч. г. 944 студента. Наметившееся в 20-х гг. 19 в. сближение австр. правящих кругов и польск. дворянства способствовало становлению в стенах ун-та очага слав. культуры. В 1826 была открыта кафедра польск. яз. и лит-ры. При ун-те создавались науч. и лит. об-ва, деятельность к-рых была направлена на сохранение и укрепление нац. самосознания слав. населения Галиции (Академич. об-во, Об-во любителей славянщины, «Руська Трийца»).

Во время Революции 1848 ун-т стал ареной полит. борьбы за демокр. преобразования в Галиции, в т. ч. в сфере просвещения (обучение на родном языке местного населения и др.). После разгрома австр. армией возобновил работу в 1849; была открыта кафедра укр. яз. и лит-ры (первый руководитель Я. Ф. Головацкий, в 1860 ректор). С 1879 введено преподавание на польск. яз. С ун-том связана деятельность мн. крупных учёных: М. Грушевского, С. Рудницкого, К. Студинско-го, А. и Е. Огоновских, И. Шараневича. Среди воспитанников видные деятели укр. культуры — И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий, О. Маковей, белорус, поэтесса Тётка. В 1913—14 уч. г. в ун-те училось ок. 5,8 тыс. студентов, работало св. 180 преподавателей.

В 1918—39 польск. ун-т в составе 4 ф-тов: филос. (с 1924 гуманитарный и ма-тем.-природоведч.), теологич., мед., юрид. По инициативе укр. студенчества был создан укр. тайный ун-т (1921—25, св. 1 тыс. студентов). В 1928/29 уч. г. в ун-те восстановлена кафедра укр. филологии, с 1933 введён курс восточнослав. и южнсслав. лит-р. В ун-те были сосредоточены Значит. науч. силы: математики С. Банах, Г. Штейнгауз, физики В. Левицкий, Л. Инфельд, В. Рубинович, М. Смолу хов-ский, химик С. Толлочко, геологи 3. Вейберг, Ю. Семирадский, Ф. Цир-кель, биолог И. Бадиан, биохимик Я. Парнас. Определился преим. гуманитарный профиль ун-та. Получили известность труды представителей львовско-варшавской филос.-психол. школы (С. Балея, К. Твардовского), львовской лингвистич. школы (Е. Куриловича и др.). Развивались полонистика, классич. филология, востоковедение.

С 1939 сов. ун-т с преподаванием на укр. яз. Открылись 5 ф-тов: филол., ист., естеств. наук, физ.-мат., юрид., а также аспирантура. На базе мед. ф-та создан мед. ин-т. В 1940 ун-ту присвоено имя И. Франко. Ун-т пострадал во время Вел. Отеч. войны. Более 20 профессоров расстреляно фаш. оккупантами. Возобновил работу в 1944 (в составе 7 ф-тов). В 50- 70-х гг. стал одним из ведущих центров науки Украины. В становление и развитие науч. школ в ун-те внесли Значит. вклад М. С. Возняк, К. И. Геренчук, Е. И. Гладышевский, Б. М. Задорожный, И. И. Ковалик, Ф. М. Колес -са, Е. М. Лозько, Я. Б. Лопатинский, Д. Л. Похилевич, Д. П. Резовой, Г. И. Савин, М. И. Свенцицкий, В. Щурат и др. В составе ун-та (1991): 13 уч. ф-тов — биол., геогр., геол., экон., журналистики, иностр. языков, матем., прикладной математики и механики, физ., филол., хим., юрид., ист.; 88 кафедр, астрономич. обсерватория (осн. в 1744); ВЦ, науч. станции, 5 музеев и др. науч. учреждения; изд-во. Преподавание на неск. языках. Кафедра педагогики (осн. в 1945) ведёт работу на 10 ф-тах. Имеется ф-т повышения квалификации преподавателей вузов. В науч. б-ке св. 2,9 млн. тт. В 1991 училось 11,5 тыс. студентов, работало св. 940 профессоров и преподавателей (в т. ч. 5 чл. АН Украины). Издаются «Вестник Львовского ун-та» (в 1946—62 «Учёные записки»), межведомств, сборники. В 1940—90 подготовил св. 40 тыс. специалистов.

Лит.: Л аз арен к о Е. К., 300 лет Львовскому университету, Львов, 1961; Львовский университет, Львов, 1986 (на укр. яз.); Finkel L., Starzyriski S., His-torija uniwersytetu Lwowskiego, Lwow, 1894. Ф. И. Стеблий.

 

Просмотров: 897
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БЕГСТВО В РАБОТУ
  • Бегство в работу
  • ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • КАФЕДРА
  • КАФЕДРА
  • КАФЕДРА
  • КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Белгосуниверситета
  • КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ Белгосуниверситета
  • Кафедра
  • Кафедра
  • Кафедра антропологии МГУ
  • Кафедра школьная
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ПАРЕЙСОН (PAREYSON) Луиджи (1918-1991)
  • ПАРЕЙСОН Луиджи (1918-1991)
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • кафедра



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь