КИРГИЗИЯ

Республика Кыргызстан, гос-во в Азии. Пл. 198,5 тыс. км2. Нас. 4367 тыс. чел. (1989). Гос. яз. — киргизский. Столица — Бишкек (рус. назв. до 1925 Пишпек, до 1989 — Фрунзе).

В 1989 на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше приходилось 842 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 717 чел.). В отраслях экономики было занято 381,3 тыс. специалистов, в т. ч. 179,1 тыс. с высшим и 202,2 тыс. со средним спец. образованием.

Дошкольные учреждения. В 1910—11 работал единств, частный дет. сад в г. Пишпек. После 1918 началось строительство гос. системы дошк. воспитания. В числе первых энтузиастов дошк. дела в К. были Ю. Я. Курганова, Л. С. Худайбергенова и др. Был организован дет. сад в Пржевальске, в 1919 — дет. площадка на 350 детей в Пишпеке, дет. сад в г. Ош для детей бедняков. В качестве типичных дошк. учреждений утвердились дет. сады с 8-часовым пребыванием детей и передвижные дошк. юрты. Открытием дет. площадок руководили женотделы. В 1927 действовало 7 дет. садов и 60 дет. площадок (всего на 960 детей). По мере социально-экон. развития республики увеличивалось число дошк. учреждений, совершенствовалась их сеть. Динамику развития сети дошк. учреждений в 1940—80-х гг. см. в табл.

В дет. садах в 30—70-е гг. использовались типовые программы воспитания РСФСР и СССР. В сер. 80-х гг. разработаны первые оригинальные программы для ст. групп дошк. учреждений, в к-рых для общения и предшкольного обучения используется кирг. яз. В 1989 насчитывалось св. 1580 дошк. учреждений, в к-рых было св. 200 тыс. воспитанников. Обеспеченность детей постоянными дошк. учреждениями составила 31%. Ок. 37% дошк. учреждений вели воспитат. работу на кирг. яз. В дошк. учреждениях занято св. 12 тыс. воспитателей, в т. ч. ок. 20% с высш. образованием. Подготовка дошк. работников ср. квалификации осуществляется в Джалал-Абадском, Ошском, Пржевальском пед. уч-щах, Бишкек-ском муз.-пед. уч-ще; высш. квалификации — в Ошском и Кирг. женском пед. ин-тах.

Общеобразовательная школа. В 1-й трети 19 в., когда К. входила в состав Кокандского ханства, мусульм. духовенство в целях распространения ислама создавало мектебы. Во 2-й пол. 19 в. в местах оседлого поселения киргизов возникли медресе.

После вхождения К. в состав Российского гос-ва (1863) стали открываться нач. общеобразоват. рус. школы: первая — в 1874 в Караколе (ныне Пржевальск); в 1875—79 — двухклассные училища в Пишпеке, Оше, Токмаке и Беловодске. В 1884 была организована первая рус.-туземная школа в с. Кара-Кунуз (близ Токмака), в 1887 — в Оше, в 1894 — в Караколе и др. городах. Рус.-туземные школы имели в известной мере прогрессивное значение, знакомили кирг. молодёжь с рус. яз. и рус. культурой. В обучении детей-киргизов в рус.-туземных школах и распространении элементарной грамоты среди населения большую роль сыграли рус. учителя И. И. Локтионов, А. С. Лобанов, H. H. Ивановский и др. Мн. представители общественности высказывались за развитие сети рус.-туземных школ и увеличение в них числа учащихся-киргизов. В 1914/15 уч. г. было 107 общеобразоват. школ, в т. ч. 103 начальные, в них обучалось 7 тыс. детей, в т. ч. 574 киргиза (гл. обр. дети баев и манапов). На всю К. была одна муж. гимназия и три прогимназии, в к-рых среди учащихся не было ни одного киргиза, действовало ок. 200 мек-тебов и медресе. Грамотность населения (по данным переписи 1897) составляла 3,1%; среди киргизов грамотность па рус. яз. — 0,6%. Грамотные женщины насчитывались единицами.

После установления сов. власти ЦИК Туркестанской республики (включавшей в тот период К.) утвердил «Положение об организации дела нар. образования в Туркестанском крае» (17 авг. 1918), опубликовал декларацию о введении всеобщего бесплатного обучения на родном языке и об отделении школы от церкви. Были созданы Совет по нар. образованию и комиссии по составлению программ и учебников. В 1918—19 стали открываться первые сов. школы. В 1924 с выходом в свет первой газеты на кирг. яз. «Эркин-тоо» («Свободные горы») утвердилась нац. кирг. письменность, началось создание кирг. уч. лит-ры (см. раздел Пед. науки).

Накануне нац.-гос. размежевания в сов. Ср. Азии (1924—25) в Пишпек-ском, Каракольском и Нарынском р-нах (терр. совр. К.) насчитывалось св. 260 школ, в т. ч. 210 с обучением на кирг., узб., тадж. языках. После образования Кирг. АССР (1926) шк. сеть стала расти быстрыми темпами, хотя большинство школ размещалось в плохо приспособленных зданиях. В 1927/28 уч. г. действовало св. 500 школ I ступени, в т. ч. св. 300 киргизских; развернули работу кирг., узб. и др. школы II ступени. В сел. местности организовывались школы с программой семилетних (курс рассчитывался на 8 лет обучения), использовавшие опыт рос. ШКМ, а также — для детей кочевого населения — школы с интернатами. В кон. 20-х гг. во всех ср. уч. заведениях был введён как обязат. предмет кирг. язык. После замены араб. алфавита латинизированным (в школах — з 1927/28 уч. г.), а затем реформы кирг. письменности на основе рус. графики (1940) издание учебников на родном языке значительно увеличилось.

19 сент. 1930 ЦИК и СНК Кирг. АССР приняли постановление о введении всеобщего нач. обучения, к-рое было в основном осуществлено в 1936. В Кирг. ССР (с 1936) расширилась сеть общеобразоват. школ при Значит. увеличении доли неполных средних и средних. В кон. 30-х гг. было ок. 1700 школ (св. 260 тыс. уч-ся). Применительно к бытовым особенностям местного населения создавались передвижные школы, обслуживавшие детей кочевников, а также спец. школы для девочек.

Одновременно с развитием сети школ велась усиленная работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1924/25 уч. г. открылось 177 школ для ликвидации неграмотности (5,7 тыс. уч-ся); в 1925/26 уч. г. их стало 246 (9,8 тыс. уч-ся). К 1928 эти школы окончили 20 тыс. чел. Особое внимание обращалось на ликвидацию неграмотности женщин. В 1930 было обучено грамоте 15,9 тыс. женщин, в 1931 — 17,8 тыс., в 1932 — 23,4 тыс. К кон. 30-х гг. грамотность населения составляла св. 70%.

В годы Вел. Отеч. войны были организованы (в 1943/44 уч. г.) вечерние школы рабочей и сел. молодёжи. К 1945 действовало 107 таких школ (4,9 тыс. уч-ся). К концу войны во всех типах общеобразоват. школ обучалось 228,3 тыс. уч-ся, среди к-рых было ок. 50 тыс. эвакуированных детей. В 1949 введено всеобщее обязат. 7-летнее обучение (к 1958 осуществлено повсеместно). Всеобщее 8-летнее обучение было реализовано к 1963. В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Сведения о шк. сети в 40—80-х гг. см. в табл.

В 1991/92 уч. г. насчитывалось 1,7 тыс. дневных, общеобразовательных школ (св. 1270 средних), в к-рых было св. 940 тыс. уч-ся. Большинство школ вели обучение на кирг. яз. (св. 52% уч-ся), св. 180 — на русском (св. 26% уч-ся), св. 110 — на узбекском, 2 — на таджикском. Организовано изучение как родного немецкого (12 школ), дунганского (10 школ; св. 5 тыс. уч-ся)языков. В школах изучаются также курдский (5 школ), уйгурский (3 школы), турецкий (4 школы) языки. Св. 47% выпускников дневных ср. школ продолжают учёбу на дневных отделениях уч. заведений. Действуют 32 школы-интерната (12 тыс. чел.). Имеется 6 дет. домов (св. 500 чел.), 3 школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (св. 420 чел.), 27 школ для детей с недостатками умственного и физич. развития (св. 7,5 тыс. уч-ся), школа и ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. В 46 вечерних школах обучалось 14 тыс. чел. В школах занято 64 тыс. учителей, в т. ч. св. 73,4% с высш. образованием.

Внешк. воспитат. работу осуществляли св. 240 учреждений, св. 60 дворцов и домов дет. творчества, св. 90 станций юных техников и натуралистов, 5 экскур-сионно-туристских станций, 130 ДЮСШ и 71 дет. муз. школа.

Профессионально-техническое образование. Первые проф.-тех. уч. заведения — Пишпекское ремесл. уч-ще и с.-х. школа были организованы в 1918. В 1920 созданы курсы подготовки рабочих на каменноугольных рудниках «Кызыл-Кия», в 1923 там же организована школа ФЗУ для подготовки горняков, токарей и механиков. В последующие годы было создано ещё св. 10 проф.-тех. уч. заведений. За годы предвоен, пятилеток они подготовили 30 тыс. квалифициров. рабочих. В 1940 созданы уч-ща трудовых резервов: 3 ремесленных и 1 железнодорожное; действовало также 7 школ ФЗО. В годы войны сеть этих уч. заведений подготовила св. 13 тыс. квалифициров. рабочих. С 1954 стали открываться техн. уч-ща. В 1958 проф.-тех. уч. заведения реорганизованы в гор. и сел. ПТУ. В 1969 стали открываться ср. проф.-тех. уч-ща. В последние десятилетия проф.-тех. образование получило Значит. развитие. Расширилось число специальностей; появились строит., с.-х. и др. ПТУ (всего св. 60 — в 60-х гг.). Возросла подготовка кадров рабочих из числа сел. девушек (к 1970 — св. 35% всех уч-ся). Динамику развития системы проф.-тех. образования в 1940—80-х гг. см. в табл. В нач. 90-х гг. действовало 118 ПТУ (св. 54 тыс. уч-ся). Подготовка ведётся по 230 специальностям.

Среднее специальное образование. Первые техникумы для подготовки специалистов просвещения и с. х-ва были открыты в сер. 1920-х гг. В 1927/28 уч. г. было 4 ср. спец. уч. заведения (424 уч-ся). В 1930 работали пед. рабфак и 7 техникумов (3 пед., 2 с.-х., мед. и муз.). К 1941 было 33 техникума. В послевоен. годы открыты техникумы пищевой пром-сти (Фрунзе, 1945), зооветеринарный (Джалал-Абад, 1947), худож. уч-ще (Фрунзе, 1948), респ. культ.-просвет. уч-ще (Фрунзе, 1949). Значит. развитие ср. спец. образование получило в последние десятилетия (см. табл.). В нач. 90-х гг. действовало 48 ср. спец. уч. заведений (46 тыс. уч-ся, среди к-рых св. 50% — киргизы; было занято 3,2 тыс. преподавателей, в т. ч. 94% с высш. образованием).

Высшее образование. Первое высш. уч. заведение — Кирг. гос. пед. ин-т, открыт в 1932 во Фрунзе. Ранее кадры с высш. образованием для К. готовили вузы др. республик. В 1933 открыт С.-х. ин-т, в 1939 — Кирг. гос. мед. ин-т, в 1951 пед. ин-т был преобразован в Кирг. гос. ун-т. В 1954 начал подготовку инженеров Фрунзенский поли-техн. ин-т. Динамику развития высш. образования в 1940—80-х гг. см. в табл. Крупнейшие вузы: Кирг. ун-т (св. 13 тыс. студентов) и Бишкекский политехн. ин-т (ок. 14 тыс. студентов). В 1989/90 уч. г. насчитывалось 9 вузов (59,3 тыс. студентов, среди к-рых св. 60% — киргизы). В вузах занято 4,6 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 3% докторов и св. 38% канд. наук.

Педагогическое образование. В дорев. период подготовка учителей для светских школ К. велась в Туркестанской учительской семинарии (с 1879 в Ташкенте). Однако среди выпускников семинарии не было ни одного киргиза. С первых лет сов. власти началась подготовка нац. пед. кадров. В 1919 в Пишпеке были организованы шестимесячные учительские курсы, к-рые окончило 95 чел., преим. киргизы;«летом 1923 — трёхмесячные курсы (окончило св. 90 киргизов). Аналогичные курсы в Токмаке окончило 60 чел., в т. ч. 10 женщин — первых кирг. учительниц. В 1925 в Пишпеке открылся Ин-т нар. просвещения (с 1928 Центр. пед. техникум). Были созданы пед. техникумы в Оше (1925), Джалал-Абаде (1928) и пед. рабфак во Фрунзе (1927). В этих уч. заведениях получило подготовку 800 чел. (в т. ч. 77% киргизов). Кроме пед. ин-та, открытого в 1932, начали работать учительские ин-ты во Фрунзе (1935), Оше (1939), Пржевальске (1940). Потребность в пед. кадрах в годы Вел. Отеч. войны частично удовлетворялась за счёт подготовки шк. работников на краткосрочных курсах (ок. 2100 чел.), а также за счёт эвакуированных учителей (ок. 1000 чел.). В 1945 во Фрунзе (сообразно нац. особенностям республики) было открыто Кирг. жен. пед, уч-ще, в 1950- учительский ин-т. Позже учительские ин-ты реорганизованы в пед. ин-ты: Пржевальский — в 1953, Ошский — в 1951, Кирг. женский — в 1952, на базе Кирг. гос. пед. ин-та основан ун-т (1951). Филол., механико-матем., физ., хим., ист., биол. и геогр. ф-ты ун-та готовят выпускников преим. для работы в школе. В 1989/90 уч. г. в 7 ср. пед. уч-щах (Джа-лал-Абадском, Нарынском, Ошском, Пржевальском пед. и Бишкекском муз.-пед. и др.) обучалось 7,7 тыс. уч-ся. В пед. ин-тах и Кирг. ин-те физич. культуры (осн. в 1955) и Пржевальском филиале (с 1988) Кирг. ун-та по пед. специальностям обучалось св. 30 тыс. студентов. Повышение квалификации педагогов осуществляют республиканский (осн. в 1945) и 4 областных ИУУ.

Педагогическая наука. Взгляды кирг. народа на воспитание нашли отражение в фольклоре (эпос «Манас»; малые эпосы «Олджобай и Кишимжан», «Эр Табылды», «Эр Тош-тук», «Кожожаш»; пословицы, поговорки, сказки) и в творчестве нар. акынов-просветителей (Токтогул Сатылганов, То-голок Молдо и др.). Акыны-просветители не создали цельной пед. системы, но их мысли о воспитании способствовали формированию демокр. идеологии в дорев. К. и воспитанию у кирг. молодёжи любви к труду и знанию.

В 1924 был открыт Академич. центр. к-рый приступил к разработке науч. терминологии на кирг. яз., созданию уч. пособий для общеобразоват. школ, появились первые шк. учебники на кирг. яз.: «Кирг. азбука» Э. Арабаева (Ташкент, 1924) и «Книга для чтения» К. Таныста-нова (1924). В 1926 Кирг. гос. изд-во отпечатало первые 13 учебников на кирг. яз. (тираж 28 тыс. экз.). В 1928 выпущен первый букварь для взрослых. В 30-х гг. подготовлены уч. пособия для школы II ступени по родному языку и лит-ре. Были переведены на кирг. яз. стабильные учебники, созданные в Москве и др. городах. Науч.-пед. исследования велись на кафедрах пед. ин-тов республики. Систематич. и планомерные исследования в области пед. наук начались с открытием во Фрунзе Кирг. Н.-и. ин-та педагогики (1951).

С нач. 60-х гг. в общем курсе истории СССР в школе выделено изучение истории К. Были созданы соответствующие уч. пособия И. Н. Шерстюка для 4-го кл. (1968), Б. Г. Джамгерчинова для 7—8-х кл. (1978), А. К. Каниметова и Шерстюка для 9—10-х кл. (1971). В нач. 70-х гг. для 7—8-х кл. ср. школы разработан курс географии К. (авторы учебника M. M. Картавов, С. О. Орозавлиев и др., 1978).

После 1985 организация и содержание обучения в школах претерпели существ, изменения. С 1987 курс истории республики получил статус самостоят. уч. предмета. Составлена новая уч. программа и подготовлены новые учебники. С нач. 90-х гг. Значит. внимание уделяется региональным компонентам содержания общего образования. Изданы новые уч.-метод. комплексы для школ, учитывающие местные этнокультурные особенности. С принятием Закона о гос. языке введено (в 1989/90 уч. г.) изучение кирг. яз., истории К. во всех ср. и высш. уч. заведениях. Упорядочена подготовка специалистов по кирг. яз.; созданы пособия для его изучения как неродного. Новые уч. программы предусматривают формирование у учащихся речевого двуязычия, широкое знакомство с культурными достижениями др. народов. Для школ с рус. языком обучения разработаны спец. программы по лит-ре, истории и географии К., в т. ч. нач. курс«Родиноведение». Во всех уч. заведениях изучается русский — язык межнац. общения. Принята респ. программа исследования, преподавания и популяризации истории К., одна из осн. задач к-рой — обновление и углубление шк. историч. образования. К этой работе привлечены педагоги, специалисты АН и вузов К.

Педагогическая и детская периодика. В 1928—59 выходил пед. журн. «Мугалимдерге жар-дам» («В помощь учителю»; назв. менялось). В 1972 журнал был возобновлён под назв. «Эл агартуу» («Нар. образование»); приложением к нему является метод. журн. «Рус. язык и лит-ра в кирг. школе». Большую помощь учителю оказывает «Мугалимдер газетасы» («Учительская газета», с 1953). С 1987 на рус. яз. издаётся газ. «Учитель Кыргызстана». Дет. периодика представлена журн. «Байчечекей» («Подснежник», с 1977).

Уч.-пед. и дет. лит-ру выпускает изд-во «Мектеп» («Школа»; осн. в 1953; до 1962 наз. Киргизучпедгиз).

Лит.: Измайлов А., Очерки по истории сов. школы в Киргизии за 40 лет (1917 —1957), Фр., 1957; его ж е, Просвещение в республиках Сов. Востока, М., 1973; Айтмамбетов Д., Дорев. школа в Киргизии, Фр., 1961; Балтабаев М. Р., Развитие всеобщего ср. образования в Кирг. ССР, Фр., 1978; его же, Нар. образование Кирг. ССР за 60 лет, Фр., 1983 (на кирг. яз.); Культурное строительство в Киргизии, т. 1 — 2, Фр., 1957 — 72; Культурное строительство в Кирг. ССР. 1941 — 1965. Док-ты и мат-лы, Фр., 1988; Антология пед. мысли Кирг. ССР, М., 1988; Аманалиев Ж., Пути развития и перестройки шк. образования в Киргизии, Фр., 1990.

М. Б. Базаркулоа.

 

Просмотров: 758
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
  • Дополнительное образование детей
  • Дополнительное образование детей
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь