|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
КАРЕЕВ Николай Иванович[24.11(6.12). 1850, Москва, — 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. ч. АН СССР (1929; ч.-к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1873). Преподавал в Моск. , гимназиях; проф. Варшавского (1879—84) и Петерб. (1885—1899, с 1906) ун-тов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе К. шк. методикой истории занялись члены ист. об-ва при Петерб. ун-те. Эти проблемы были включены в программу «Науч.-ист. журнала» (1913—14). К. впервые прочитал в Петерб. ун-те теоретич. курс по методике преподавания истории; опубликовал ряд статей и рефератов (список см.: «Ист. обозрение», т. 20, 1915, с. 212). В монографии «О шк. преподавании истории» (1917) К. рассмотрел его как важное общеобразоват. средство, воспитывающее умение исторически мыслить. Занимался теоретич. проблемами образования. Содержание общего образования подразделял на 4 группы уч. предметов: 1-я содержит элементарный курс родного и иностр. языков, 2-я (по мнению К., основная) предлагает комплексы сведений из разл. областей филос. и науч. знания, 3-я охватывает прикладные предметы для проф. подготовки, 4-я обеспечивает религ.-нравств. воспитание. Ср. школа должна быть единой, но допускающей организацию занятий для учащихся с особым интересом к отд. предметам, в т. ч. в связи с будущей проф. деятельностью. Считал, что науч. знания должны стать доступными широким слоям населения. Автор университетских курсов и шк. учебников по всеобщей истории (мн. изданы в 1901—17). В шк. курсе истории первое место отводил ознакомлению учащихся с отеч. прошлым, а всё обучение предмету рассматривал как восхождение от худож.-ист. описаний к истории-науке. Обосновал отбор, классификацию, систематизацию материала, принципы его оформления и изложения в учебнике истории, а также приёмы работы с ним. Был одним из ведущих в России теоретиков самообразования, создал мн. пособия для самостоят. изучения истории. Впер-в гг. в стране предпринял опыт оказания помощи выпускникам ср. уч. заведений в выборе профессии (кн. «Выбор факультета»). Соч.: Письма к учащейся молодежи о самообразовании, СПБ, 1907"; Беседы о выработке миросозерцания, СПБ, 1895; Мысли об основах нравственности, СПБ; Что такое общее образование, Од., 1895; Заметки о преподавании истории в ср. школе, СПБ, 1900; Идеалы общего образования, СПБ; О щк. преподавании истории, П., 1917; Прожитое и пережитое, подготовка текста, вступит, ст., комментарии В. П. Золотарева, Л., 1990; Антология пед. мысли России второй половины XIX — нач. XX в., М., 1990, с. 363—69. Лит.: Золотарев В. П., О методология, взглядах Н. И. Кареева, УЗ МОПИ, 1965, т. 121, Истфак, в. 5; его же, Н. И. Кареев как методист, там же; Лебедев П. А., К истории вопроса о подготовке учащихся ст. классов к выбору профессии, там же, 1957, т. 50, Тр. кафедры педагогики, в. 4; Хмелев А. Н., Передовые методисты нач. XX в. О преподавании истории, ПИШ, 1959, № 5. П. А. Лебедев.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|