КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Кабардино-Балкарская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 12,5 тыс. км2. Нас. 760 тыс. чел. (1989), в т. ч. 48,2% — кабардинцы, 9,4% — балкарцы. Столица — Нальчик.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 702 чел.). В отраслях экономики занято св. 140 тыс. специалистов, в т. ч. св. 47 тыс. с высшим и св. 93 тыс. со средним спец. образованием. С кон. 17 в. с распространением ислама стали создаваться мектебы. До нач. 19 в. это был единств, тип уч. заведения на терр. Кабардино-Балкарии. Первое светское уч. заведение для уроженцев края — аманатская школа открылась в рус. крепости Нальчик в 1820. Здесь в 1828—29 преподавал кабард. просветитель Ш. Б. Ногмов. В рус. станицах с 1848 создавались одноклассные школы. В 1851—52 работала нач. Нальчикская горская школа. В 1860 в Нальчике организованы 3-классная окружная горская школа (приравнивалась к уездным уч-щам) и нач. жен. уч-ще. В 70-х гг. открылись сел. школы, в т. ч. аульные. Подготовка учителей для них велась на курсах при окружной школе. В нач. 20 в. имелось 22 министерских уч-ща, 7 приходских школ; нек-рые станичные школы были преобразованы в 2-классные.

С 1909 на базе окружной школы открыто реальное уч-ще. В 1907 было основано Об-во распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа. В 1865 кабард. просветитель К. Ата-жукин издал первую кабард. азбуку, использовав алфавит на рус. графич. основе, предложенный П. К. Усларом. Атажукин разработал опытную методику преподавания родного языка, перевёл неск. рассказов из «Детского мира» Ушинского; рекомендовал кабардинцам изучать рус. язык. Преподавание родного языка пытались ввести в шк. практику М. М. Фанзиев, Н. А. Цагов, X. У. Эль-бердов, составившие неск. уч. пособий. Балкар. алфавит разрабатывал в нач. 20 в. И. Абаев. Распространению просвещения содействовали инспектор Кавказского уч. округа Л. Г. Лопатинский, составивший кабард. грамматику (1891) и рус.-кабард. словарь, рус. учителя В. Г. Варлыгин, Л. Н. Воробьёва (начала шк. обучение девушек-горянок) и др.

По переписи 1897. грамотность на рус. яз. составляла 0,7% среди кабардинцев и 0,3% среди балкарцев. Грамотой на др. языках владели 3,1% кабардинцев и 1,1% балкарцев. В 1914/15 уч. г. насчитывалось 112 разл. уч. заведений с 6,5 тыс. уч-ся, в т. ч. 1,7 тыс. кабардинцев и 85 балкарцев.

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. В 1920—21 разработаны новые варианты кабард. и балкар. алфавитов (с 1936—37 на рус. графич. основе). С 1923 печатались шк. учебники на этих языках. В 1923 создана областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Возникли ячейки об-ва «Долой неграмотность!». В 1925 работало 417 пунктов ликбеза, в т. ч. 78 школ взрослых (всего 5 тыс. уч-ся, в т. ч. 1,2 тыс. женщин). В 1929—31 проведены 3 культпохода, в результате к-рых ликвидирована массовая неграмотность во мн. р-нах.

В 1921 было 65 нач. школ (2,6тыс уч-ся), в 1924 — 170 (14 тыс. уч-ся). В сер. 1920 открылись учительские курсы. Сов. школе пришлось преодолевать недоверие населения к светскому образованию. Значит. вклад в создание новой школы внесли организаторы нар. образования X. Камбиев, К. Максидов, учителя Эль-бердов, Л. Т. Куготов. Важную роль в развитии нац. культуры сыграл Ленинский уч. городок (1923—36), организованный в Нальчике. В его составе работали первые в области средние спец. уч. заведения: пед. уч-ще (1923), Терский с.-х. техникум (1927; ныне — в Прохладном), мед. уч-ще (1932). В этом уч. городке получили образование ок. 6 тыс, специалистов; св. 2 тыс. чел. прошли курсовую подготовку. В 1932 открыт Каб.-Балк. пед. ин-т (Пятигорск; с 1937 в Нальчике), в 1934 — учительский ин-г при нём.

С 1930 вводилось всеобщее нач. обучение. В 1932 работало 212 школ 1-й ступени (34,9 тыс. уч-ся), 36 школ 2-й ступени (3,7 тыс. уч-ся), 28 ШКМ, 5 школ ФЗО, 5 техникумов. В 30-х гг. была развёрнута сеть дошк. учреждений (первые дет. сады и площадки появились в 1920). В 1937 началось введение обязат, 7-летнего обучения. В 1940 в 248 школах было 75 тыс. уч-ся; работало 2,7 тыс. учителей, в т. ч. св. 800 кабардинцев и 260 балкарцев. В годы Великой Отеч. войны Значит. число школ разрушено фаш. захватчиками. После освобождения терр. республики Сов. Армией балкарцы в результате необоснованных репрессий были выселены из родных мест; закрылись школы и классы с преподаванием на балкар. языке. В 1950/51 уч. г, в 244 школах училось св. 71 тыс. чел.

С 1957 открылись балкар. школы (ев, 2,5 тыс. уч-ся). В 50-х гг. К.-Б. стала республикой сплошной грамотности. Увеличилось число студентов и учащихся ср. спец. уч. заведений из молодёжи коренных национальностей. В 1963 осуществлён 8-летний всеобуч. В 70-х гг. завершён переход ко всеобщему ср. образованию.

В нач. 90-х гг. в дошк. учреждениях было 48 тыс. детей. Охват детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составил 48,2%. Св. 100 дет. садов вели воспитат. работу на кабард. или балкар. языках. В 1992/93 уч. г. в 246 дневных общеобразоват. школах (в т. ч. в 209 средних) училось ок. 130 тыс. чел.: в 7 вечерних (сменных) — 1,5 тыс. чел. В школах занято св. 9 тыс. учителей (св. /г из них — представители местных национальностей); св. 70% — специалисты с высш. образованием. Имеются 4 школы для детей с недостатками физич. и умственного развития. В 147 школах на нач. ступени преподавание ведётся на кабард. яз. (для 16,5 тыс. уч-ся) и на балкар. яз. (для 1,6 тыс.). Эти языки изучаются как предмет в ср. и ст. классах в курсе «Родной язык и лит-ра» (кабард. — св. 57 тыс. уч-ся, балкар. — св. 10 тыс. уч-ся). Имеется школа с обучением на осет. яз. В 40 школах работают кружки и факультативы по изучению родного языка. Среди работников школ 30 засл. учителей школы РСФСР, св. 100 засл. учителей школы Кабардино-Балкарии. Работает св. 30 внешк. учреждений, охватывающих ок. 26 тыс. чел. Для повышения квалификации педагогов имеется ИУУ (осн. в 1939), сеть метод. кабинетов.

В нач. 90-х гг. св. 69% выпускников ср. школ продолжали образование в разл. дневных уч. заведениях. Проф.-тех. образование дают 19 ПТУ (ок. 10 тыс. уч-ся). В ПТУ продолжается изучение предметов регион, цикла, в т. ч. языков. Действуют 10 ср. спец. уч. заведений (8,7 тыс. уч-ся); в них занято 680 преподавателей, в т. ч. 620 с высшим образованием. Имеются пед., культ.-просвет. и муз. уч-ща. В республике 2 вуза — Каб.-Балк. ун-т (осн. в 1957 на базе пед. ин-та; в 1992 — 10 ф-тов) и Каб.-Балк. агромелиоративный ин-т (1981), в к-рых учатся св. 11,5 тыс. студентов. Лит-ру на кабард. и балкар. языках для школ и др. уч. заведений выпускает изд-во «Эльбрус» (осн. в 1928) в Нальчике.

Лит.: Копачев И. П., Развитие шк. образования в Кабардино-Балкарии (XVIII в. — 30-е гг. XX в.), Нальчик, 1964; Чеченов Ш. Ш., Осуществление ленинской программы нар. образования в Каб.-Балк. АССР, Нальчик, 1971; 60 лет Каб.-Балк. АССР, Нальчик, 1981.

 

Просмотров: 1673
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь