|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЯПОНИЯ(Ниппон, Нихон), гос-во в Вост. Азии, расположенное на островах Тихого океана Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю и др. (всего ок. 4 тыс.). Пл. ок. 372,2 тыс. км2. Нас. св. 125 млн. чел. (1994), св. 99% японцы. Гос. яз. - японский. Осн. религии: синтоизм (до 1945 была офиц. религией), буддизм. Столица - Токио. Первые школы появились в нач. 7 в. при буддийских монастырях, игравших роль социальных и культурных центров. В нач. 8 в. был принят первый «Закон о гос. школах», на основе к-рого велась подготовка чиновников для центр. и провинциального аппарата. Юноши из высш. сословий изучали кит. классич. лит-ру, философию, законы, историю, математику. С 13 в. крупные землевладельцы при своих поместьях стали создавать клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классич. лит-ру, этикет. Обучение крестьян, рыбаков сводилось к передаче традиц. трудовых навыков, воспитание - к заучиванию синтоистских молитв. Развитие крупных поселений привело к созданию в сер. 17 в. храмовых школ (тэ-ракоя) для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, где обучали письму, чтению, счёту и ручному труду. Для мальчиков из знатных сословий существовали частные школы повышенного типа. В одних изучали конфуцианство, кит. лит-ру и историю, в других - япон. лит-ру и историю; девочки получали образование дома или в спец. жен. школах, где обучались шитью, музыке, танцам, иск-ву составления букетов, правилам чайной церемонии. На формирование воспитат. установок гл. влияние имела буддийская и конфуцианская этика. После реформ эпохи Мэйдзи (1867- 1868) был принят закон (1872), определивший создание единой централизов. системы образования. Были открыты гос. школы вместо храмовых и частных. В 1890 опубликован «Императорский эдикт о воспитании и образовании», определявший их осн. направления до сер. 20 в. Были открыты ср. школы разных типов: мужские и женские, общеобразоват. и профессиональные (тупиковые и готовившие к продолжению образования). Помимо общеобразовательных в них изучались спец. предметы по отд. отраслям деятельности: пром. и с.-х. произ-ву, коммерции, морскому делу и др. После 2-й мировой войны система образования подверглась существенной перестройке. В 1947 принят «Основной закон об образовании», к-рый провозгласил равный доступ к образованию для всех граждан, 9-летнее обязательное обучение (бесплатное), совместное обучение мальчиков и девочек, ликвидацию тупиковых школ. Современная система образования. Действующая система образования определена законом (1947) (с многочисл. последующими изменениями и дополнениями) и охватывает дошк. учреждения для детей 3—5 лет, 6-летнюю начальную, младшую (3 года) и старшую (3 года) ср. школы, проф. и высшие уч. заведения. Шк. обучение начинается с 6 лет. Нач. и младшая ср. школы составляют систему обязат. образования, к-рую к сер. 90-х гг. посещали 99% детей данного возраста. Существуют гос., муниципальные, частные образоват. учреждения, часть принадлежит религ. орг-циям. Особенно много частных дет. садов (св. 58%) и вузов. Управление системой уч. заведений осуществляют Мин-во образования и местные (префектурные и муниципальные) к-ты. Мин-во разрабатывает основы гос. политики в образовании, содержание шк. образования, определяет уч. планы и программы для школ всех типов. При Мин-ве имеется ряд консультативных органов, в т. ч. Центр. совет по образованию, Совет по уч. программам, Совет по частным ун-там и др. В функции к-тов (св. 3 тыс.) входят организация, финансирование и контроль за деятельностью местных школ, издание инструктивных материалов с учётом конкретных условий, наём и увольнение учителей. Члены префектурных к-тов назначаются губернатором, а муниципальных - местной администрацией. На финансирование образования в нач. 90-х гг. выделялось св. 7% нац. дохода (св. 11% гос. бюджета страны); доля гос-ва в общих расходах составляет 25%, остальная часть покрывается из местных средств. Гос. школы финансируются непосредственно Мин-вом образования, а префектурные и муниципальные - из местных бюджетов, поэтому материальное положение школ зависит от степени экон. благосостояния префектуры или муниципалитета, что создаёт далеко не одинаковые возможности для получения образования учащимися. Местные органы образования расходовали на обязат. школы в нач. 90-х гг. св. 51% средств, на старшие ср. школы - 16%, на высшую школу—11,7%. Дошкольное воспитание. Первые дошк. учреждения появились в Я. после 1872. Их деятельность строилась по образцу дет. садов в Зап. Европе и Америке. Во 2-й пол. 20 в. воспитание детей в возрасте от 3 до 5 лет осуществляется сетью дет. садов. В связи с попытками перехода на более ранние сроки начала шк. образования (с 4 лет) наметилась тенденция к полному охвату детей 4—5 лет с целью постепенного создания школы для малышей. К сер. 90-х гг. охват детей дет. садами составил св. 60% (св. 2 млн. детей). 77% детей воспитывалось в частных дет. садах. Общее образование. Нач. школа - 6-летняя, обязательна для детей с 6 до 12 лет. Уч. план включает родной язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру и начиная с 5-го кл. домоводство для девочек и мальчиков. Недельная нагрузка от 24 до 29 ч в зависимости от года обучения. При обучении письму учащиеся осваивают нац. фонематическую азбуку (кана), изучают ок. 1 тыс. иероглифов (для чтения газеты необходимо знать ок. 2,5 тыс.). На уроках обществоведения учащиеся получают сведения по географии, истории, по правилам поведения в обществ. местах; на уроках естествознания - элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке; на занятиях по математике изучают арифметич. действия, элементарные сведения по геометрии. В 1995 в 24,8 тыс. школ насчитывалось 9,6 млн. учащихся. Совр. ср. школа состоит из 2 ступеней. Младшая ср. школа - 3-летняя, обязательна для детей 12—15 лет. Уч. план состоит из обязат. предметов - родной язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, изобразит, иск-во, физкультура, основы производства (для мальчиков), домоводство (для девочек) и предметов по выбору - иностр. яз., технология, домоводство, дополнит, курсы музыки, физкультуры, иск-ва. Недельная нагрузка 30 ч. На уроках родного языка учащиеся совершенствуют грамотность, практикуются в составлении деловых документов, кол-во изучаемых иероглифов не лимитируется, но достигает только 2 тыс. Изучаются синтетич. курсы естествознания и обществоведения, что иногда приводит к схематизму и фрагментарности знаний по химии, физике, биологии, истории и др. В 1995 в 11 тыс. младших школ обучалось 5,6 млн. чел. Старшая ср. школа - 3-летняя, для юношей и девушек 15—18 лет, платная, дифференцированная, делится на общеобразоват. и проф. отделения. 29% школ имеют отделения 2 профилей, 48% - только общеобразовательные, 33% - только профессиональные. Для поступления необходимо сдать вступит, экзамен, его выдерживают св. 90% выпускников обязат. школы. Широкое распространение полного ср. образования объясняется высоким престижем образования в япон. обществе, потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства лиц, имеющих подготовку только на уровне обязат. школы. Общеобразоват. отделения имеют разл. потоки, в т. ч. ориентированные на подготовку к поступлению в высшую школу. В их рамках возможны варианты уч. планов с гуманитарным или естественно-науч. уклоном. Среди уч. предметов: япон. яз., классич. лит-ра, граждано-ведение, экономика, нац. и всемирная история, география, математика, физика, химия, биология, физкультура, изобразит, иск-во, музыка, иностр. яз., основы произ-ва (для юношей), домоводство (для девушек). Недельная нагрузка 34—36 ч. Проф. отделения имеют 5 потоков: технол., с.-х., морского промысла, коммерч., домоводства. Все потоки (кроме коммерческого) имеют узкую специализацию (более 90 разл. программ): на с.-х. потоке - земледелие, животноводство, садоводство и т. д.; на технологическом - электротехника, металлообработка, обработка дерева и т. д. Выбор программ в каждой школе ограничен (2—3). 40% времени отводится на спец. предметы, а общеобразовательные даются по упрощённым программам. Окончание проф. отделения не фиксируется присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получения работы. Всё это привело к падению престижа проф. отделений. Кол-во учащихся на этих отделениях сокращается. При распределении по потокам и отделениям учитываются результаты тестов. Существует небольшое кол-во вечерних и заочных школ, в к-рых число учащихся составляет только 6% всех учащихся старших ср. школ. В 1995 св. 5.5 тыс. старших ср. школ охватывали 5.6 млн. чел. Профессионально - техническое образование осуществляется школами разл. типов (сроки обучения от неск. месяцев до 1—2 лет на базе обязат. школы. 50% учащихся составляют девушки), 97% таких школ - частные, платные, имеют узкую специализацию. В 1995 в 3,5 тыс. таких школ обучалось 442 тыс. чел. С 1962 существуют 5-летние (в большинстве своём государственные) техн. колледжи на базе обязат. школы, к-рые дают подготовку по специальностям инж. профиля. В 1995 в 62 колледжах обучалась 51 тыс. студентов. С 1976 работают школы проф. спец. подготовки 2 типов: 1—3-годичные на базе обязат. школы и 1—2-годичные на базе старшей ср. школы. 87% этих школ принадлежит частным фирмам и корпорациям, что в Значит. мере влияет на будущее трудоустройство выпускников. По технол. специальностям обучалось 16% учащихся, коммерческим - 11%, сельскохозяйственным - менее 1%, домоводства - 18%, общей культуры - 14% и др. В 1995 насчитывалось 3,2 тыс. школ (740 тыс. студентов). Квалифициров. рабочих готовят в уч. центрах на фирмах для определённого рабочего места или операции путём интенсивного индивидуально-группового обучения на основе общеобразовательной школьной подготовки. Фирмы берут на себя подготовку кадров. Высшее образование дают ун-ты, техн. и мл. колледжи. Первые ун-ты были открыты после 1866. После 2-й мировой войны была проведена модернизация ун-тов, сокращён до 4 лет срок обучения (в медицинском - 6 лет). Совр. ун-ты 2 типов: состоящие из произвольной комбинации разл. ф-тов и специализированные (технол., мед., пед. и др.). В 1995 в 499 ун-тах обучалось 2 млн. студентов. 71% ун-тов - частные, с высокой платой за обучение (в 2 раза выше, чем в государственных). 65 ун-тов имеют вечерние отделения. Крупнейшие гос. ун-ты: Токийский (осн. в 1877; 11 ф-тов, 18 тыс. студентов), в Киото (1897; 10 ф-тов, 15 тыс. студентов), в Осаке (1931; 10 ф-тов, 12 тыс. студентов), Хоккайдо ун-т в Саппоро (1876; 11 ф-тов, 11 тыс. студентов), Тохоку ун-т в Сендае (1907; 4 ф-та, 12 тыс. студентов). Крупнейшие частные ун-ты: Нихон (осн. в 1889; 13 ф-тов, 94 тыс. студентов), Васэда (1882; 7 ф-тов, 41 тыс. студентов), Тюо (1885; 5 ф-тов, 35 тыс. студентов), Мэйдзи (1923; 8 ф-тов, 33 тыс. студентов), Токай (1946; 9 ф-тов, 27 тыс. студентов) - все в Токио; Канский ун-т в Осаке (1886; 6 ф-тов, 23 тыс. студентов). Имеется Значит. кол-во ун-тов с 1—2 ф-тами (200—300 студентов). С 1950 в системе образования функционируют мл. колледжи (2—3-летний срок обучения) на базе ср. школы. Юридически они относятся к высш. образованию, но короткие сроки обучения и фактич. подготовка не соответствуют общепринятому уровню высш. школы. Ок. 84% мл. колледжей - частные, св. 90% студентов составляют девушки. Половина студентов (50,6%) учится на отделениях домоводства, общей культуры, ухода за детьми, 23,6% - на отделениях подготовки воспитателей дет. садов и учителей нач. школы. В Японии мл. колледжи рассматривают как особый канал жен. высш. образования. В 1994 в 584 мл. колледжах обучалось 460 тыс. студентов. Образование взрослых осуществляется системой т. н. социального воспитания путём организации разл. краткосрочных курсов, лекториев, семинаров, консультаций при префектурных и муниципальных «нар. домах» по общей культуре, эстетич. воспитанию, домоводству и семейным отношениям, с. х-ву и др. В 1994 в Я. работало 17 тыс. «нар. домов». Педагогическое образование. После 1872 в Токио, Осаке, Хиросиме, Нагасаки и др. городах были открыты учительские школы. Традиционно подготовка учителей осуществляется на пед. ф-тах ун-тов и пед. отделениях мл. колледжей. Диплом учителя могут получить также студенты др. ф-тов ун-тов при условии нек-рой пед. подготовки. Из 76 гос. ун-тов в 54 есть ф-ты по подготовке учителей, в частных ун-тах - незначит. число. Пед. образование в ун-тах получает сравнительно небольшое кол-во студентов (7%). В мл. колледжах на пед. отделениях, готовящих учителей нач. школы и воспитателей дет. сада, обучается 23,6% студентов. Уч. план подготовки учителя состоит из общеобразоват., психолого-пед. и спец. циклов. Спец. цикл включает в себя предметы, к-рые учитель будет преподавать в школе; общеобразоват. цикл - лит-ру, географию, япон. и иностр. языки, физику, химию, математику, биологию. Студенту предлагается широкий выбор не только самих предметов, но и варианты программ по сложности и с уклоном в углублённое изучение отд. разделов. Пед. цикл представлен как обязат. предметами по педагогике и психологии (принципы и методы обучения, нравств. воспитание, история пед. мысли, пед. социология, психология, возрастная психология, психол. диагностика и т. д.), так и предметами по выбору. Пропорцию между ними определяют сами уч. заведения, но с учётом нормативов в зачётных единицах, устанавливаемых Мин-вом просвещения. Пед. практика проводится в базовых школах под руководством преподавателей этих школ и длится 4—8 нед, сроки практики определяет каждый ун-т самостоятельно. Педагогические научные учреждения. Научно-исследоват. работа сосредоточена в Гос. ин-те пед. исследований - координаторе исследований в области педагогики. Значит. место занимает в его работе проблематика в рамках программы ЮНЕСКО для стран Азии. При местных органах образования в крупных городах имеются исследоват. центры, к-рые совмещают исследоват. работу с работой по повышению квалификации учителей. Мелкие исследоват. центры есть во всех префектурах, работа к-рых связана с детальной разработкой шк. программ применительно к местным условиям. Науч. работа в области педагогики ведётся также на пед. ф-тах ун-тов, в пед. колледжах и в многочисл. пед. об-вах. М. Л. Родионов. ЯРМАЧЁНКО Николай Дмитриевич (р. 6.9.1928, с. Черемошня Киевской обл.), педагог, иностр. чл. РАО (1995; акад. АПН СССР с 1982), д-р пед. наук (1969), проф. (1970). По окончании дефектологич. ф-та Киевского пед. ин-та им. А. М. Горького (1951) оставлен на преподавательской работе (в 1959—70 зав. кафедрой дефектологии и сурдопедагогики, в 1968—73 проректор). С 1973 директор НИИ педагогики УССР. С 1992 през. АПН Украины. Пред. Пед. об-ва Украины (с 1974). Труды по теории и истории педагогики, дефектологии. Соч.: История сурдопедагогики, К., 1975 (на укр. яз.); Проблема компенсации глухоты, К., 1976; Public education in the Ukrainian SSR, Kiev, 1979; Педагогика, К., 1986; Пед. деятельность и творческое наследие А. С. Макаренко, К., 1989. В. К. Майборода.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|