ЯКУТИЯ

Республика Саха, входит в Рос. Федерацию. Пл. 3103,2 тыс. км2. Нас. св. 1 млн. чел. (1994), в т. ч. якуты (ок. 34%), русские (ок. 50%), украинцы (ок. 7%). Столица - Якутск.

На 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше в 1994 приходилось 911 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 792 чел.). В отраслях экономики было занято св. 170 тыс. специалистов, в т. ч. св. 70 тыс. с высшим и св. 71 тыс. со ср. спец. образованием.

Первые рус. школы (гарнизонные) открыты в 1730; в 1739 они преобразованы в навигацкие; после разл. реорганизаций Якутская школа работала до 1783, Охотская - до 1870. С 1735 появились уч-ща Ведомства православного вероисповедания. С 1808 открывались уездные (первое - в Якутске), с 1812 - приходские уч-ща МНП. Работали нач. казачьи школы. Просветит. деятельностью занимались ссыльные декабристы М. И. Муравьёв-Апостол (с 1828 в Вилюйске; составил неск. рукописных уч. пособий), А. А. Бестужев-Марлин-ский.

Первая краткая грамматика якут. яз. издана в 1858 в Москве Д. В. Хитровым (алфавит на рус. графич. основе). В 70-х гг. 19 в. стали открываться рус. нач. школы в улусах и селениях, появилось неск. частных школ. Обучению якутов содействовали мн. рус. полит. ссыльные. Домашнюю школу в 1882 открыл в с. Амга писатель В. Г. Короленко, использовавший в учительской практике метод. приёмы К. Д. Ушинского и Н. Ф. Бунакова. В 1869 на базе уездного уч-ща в Якутске основана прогимназия, реорганизованная в 1890 в гимназию. В 1882 открылась жен. прогимназия (с 1900 гимназия). В 1912 организована учительская семинария. К 1917 имелось 173 уч. заведения, в т. ч. 164 одноклассных уч-ща (всего 4,6 тыс. учащихся), 5 уч-щ повышенного типа и 4 ср. уч. заведения. Охват населения школами не достигал 10%. Грамотность среди якутов к 1917 составляла 2%. Преподавание во всех уч. заведениях велось на рус. яз.

С 1920 началось создание сов. школ. В Якут. АССР (с 1922) был введён якут, алфавит на лат. графич. основе и издан букварь, составленный С. А. Новгородо-вым (один из руководителей якут. губ. ОНО), а также первая книга для чтения в школе. В 1923/24 уч. г. насчитывалось 132 школы (6,4 тыс. учащихся). Появились первые дет. сады. Развернулась работа по ликвидации неграмотности. Уже в 1921 работало св. 100 пунктов ликбеза. Было организовано об-во «Ырас олох» («Долой неграмотность!»). Ликвидация массовой неграмотности завершена в 40-х гг.

С 1923/24 уч. г. в школах с преобладающим контингентом учащихся-якутов введено обучение на родном языке. В практику стало входить и интернатное воспитание детей, с течением времени ставшее массовым и нарушившее преемственность семейных традиций сев. народов. С 1926 Якут. гос. изд-во развернуло выпуск якут. уч. лит-ры. Учителей с 1920 готовили пед. курсы (3 года обучения), позже - пед. техникум.

В 1931/32 уч. г. началось введение обя-зат. нач. обучения. В его реализацию видный вклад внесли гос. деятель, учёный и писатель П. А. Ойунский и организатор нар. образования С. Н. Донской. В 1931/32 уч. г. насчитывалось св. 480 школ (38,2 тыс. учащихся). Началось создание проф. уч. заведений (в 1934 работало 17 техникумов и уч-щ). При техникуме связи открылись первые курсы ФЗО для подготовки мотористов, монтёров и др. В 1934 открыт Якут. пед. ин-т. С 1934/35 уч. г. началось шк. обучение на эвенкийском яз., был издан первый эвенкийский букварь (автор - Г. М. Василевич). В кон. 30-х гг. якут, и эвенкийская письменность переведены на рус. графич. основу.

С 1949/50 уч. г. вводилось обязат. 7-летнее обучение. В 1950/51 работало св. 630 школ, в т. ч. 37 средних (всего 65,5 тыс. учащихся; св. половины из них учились в 7-летних школах). В 1961/62 уч. г. осуществлён 8-летний всеобуч. В 685 общеобразоват. школах занималось св. 108 тыс. учащихся, работало св. 6,2 тыс. учителей. В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Вместе с тем сфера обучения коренных народов Севера на родном яз. сокращалась. В результате выявились тенденции отрыва Значит. массы детей от нац. традиций, утраты знаний родного языка, культуры, истории.

В 1996 в 911 дошк. учреждениях воспитывалось св. 67 тыс. детей. Охват детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составил св. 68%. Св. 500 учреждений вели воспитат. работу на якут., эвенском, эвенкийском и др. языках сев. народов (ок. 30 тыс. чел.).

В 1996 работало св. 700 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. в ведении мин-ва образования - 380 средних, 114 основных, св. 80 начальных (всего ок. 200 тыс. учащихся). В кон. 80-х гг. развёрнута работа по возрождению якут. яз. в школе, по расширению преподавания эвенкийского и др. языков. Разрабатываются разл. варианты развития нац. системы образования. В 1992 введён респ. базовый уч. план (16 вариантов), в к-ром реализуются принципы дифференциации и индивидуализации обучения, развития двуязычия. Создано 9 гимназий (св. 2 тыс. учащихся). Имеются 4 негос. ср. школы. В 19 вечерних школах получало рбразование св. 4 тыс. чел. Св. 80 внешк. учреждений охватывало св. 30 тыс. учащихся. В школах и др. общеобразоват. учреждениях занято св. 18 тыс. учителей и воспитателей, в т. ч. св. 70% с высшим образованием. Повышение квалификации осуществляет Якут. респ. ИУУ (осн. в 1939). Работает филиал (осн. в 1961) Моск. . Ин-та нац. проблем образования.

Профессионально-техническое образование дают 30 ПТУ (св. 8 тыс. учащихся). Среднее специальное образование обеспечивают 19 уч. заведений (всего 10,5 тыс. учащихся). Имеются 4 пед., культ.-просвет., муз. и худож. уч-ща. В Якутском ун-те (осн. в 1956 на базе пед. ин-та; 10 ф-тов - в 1992) учится ок. 7 тыс. студентов. В 1987 осн. Якут. с.-х. ин-т (ныне академия). В 3 вузах - ок. 10 тыс. студентов.

С 1992 издаются на рус. и якут, языках журн. «Нар. образование Якутии», газ. «Учительский вестник». Выпускается дет. периодика, в т. ч. журн. «Чуоран-чик» («Колокольчик», с 1987).

Лит.: Афанасьев В. Ф., Школа и развитие пед. мысли в Якутии, Якутск, 1966; С о с и и A. A., Расцвет культуры в Якутии, [Якутск, 1972]; Жирков Е. П., Как возродить нац. школу. Шаги Республики Саха (Якутия), М., 1992.

С. П. Васильева, H. H. Винокурова.

 

Просмотров: 771
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Ранги успехов учащихся, принятые в Европейской системе перезачета кредитов
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Самоуправление учащихся
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь