|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ИСОКРАТ(Isokrates) (436—338 до н. э., Афины), др.-греч. оратор, педагог, моралист. и полит. мыслитель. Вероятно, ученик софистов Горгия и Продика; был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия, к-рая быстро приобрела популярность по всей Греции. Курс обучения длился 3—4 года и стоил достаточно дорого — до 1000 драхм. До нас дошли 21 речь и 9 писем И. (подлинность ряда писем сомнительна). Для понимания пед. воззрений И. наиб. важны речи XIII («Против софистов», 390) и XV («Об обмене имуществом», 353), а также XI («Бузирис», 388—386) и X («Елена», 384—381), демонстрирующие специфич. разработку традиц. софистич. тем в школе И. Преподаваемую им науку И. называл «философией». Полагая, что человеку от природы не свойственно знание того, как поступать в каждом данном случае, И. считал «мудрым» умеющего всякий раз найти наилучшее решение, а «любящим мудрость» («философом») — стремящегося к развитию способности находить это наилучшее решение. Более всего способствует этому иск-во составления речей: оно учит юношу избирать «великие, человеколюбивые и прекрасные темы», формируя тем самым его нравств. облик; учит отбирать для раскрытия этих тем факты из истории, готовя его разбираться в делах отдельного человека и гос-ва. Поэтому И. считал изучение «философии» полезным как для будущих ораторов и полит. деятелей, так и для частных лиц. Обучению «философии» должно предшествовать усвоение грамматики и музыки (элементов нач. образования), допускалось изучение диалектики (логики), астрономии и геометрии (преподававшихся, в частности, в Академии Платона). Основой успешного обучения И. называл природные дарования, поскольку дурных от природы невозможно научить добродетели и справедливости. Строгую последовательность обучения «философии» И. сравнивал с методами педотриба — учителя гимнастики: обучаясь борьбе, закаляющей тело — слугу души, нужно сначала изучить отд. приёмы, затем связать элементы в единое целое и, наконец, применить их в конкретных обстоятельствах; также и при изучении «философии», формирующей душу — госпожу тела, ученик сначала овладевает теорией, знанием ораторских приёмов и видов речей, затем приобретает опыт составления речей и только потом упражняется в составлении речей по конкретному поводу. Подчёркивал, что учитель должен являть собой пример всего того, чему он учит. Считая своей целью воспитание добропорядочных граждан, И. принципиально не занимал гос. должностей, но стремился направлять дела гос-ва, восхваляя в речах-трактатах славное прошлое Афин, призывая к объединению греков в борьбе против Персии и т. п. Способствовал превращению риторики в существенную часть греч. образования. Программа школы И. впервые свела в единое целое круг дисциплин, названных впоследствии гуманитарными. Соч.: Discours, t. 1—4, Р., 1928 — 62; в рус. пер.— Речи, ВДИ, 1965—69 (прил.). Лит.: Борухович В. Г., Фролов Э. Д., Публицистич. деятельность Исо-крата, ВДИ, 1969, №2 (прил., с. 200—220); Mikkola E., Isocrates. Seine Anschauungen im Lichte seiner Schriften, Heb., 1954. Ю. А. Шичалин.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|