ИРАК

Иракская Республи-к а, гос-во в Юго-Зап. Азии. Пл. 434,9 тыс. км2. Нас. 17,7 млн. чел. (1990). Офиц. языки — арабский и (на терр. курдской автономии) курдский. Столица — Багдад.

На терр. совр. И. в 3-м тыс. до н. э. существовали крупные города-государства, с развитием к-рых связано зарождение ранних видов письма (клинопись) и возникновение первых храмовых школ (см. в ст. Древний Восток).

Первые мусульм. уч. заведения на терр. И. появились в начале араб. завоевания (7 в.). В 8—И вв. Багдад стал одним из гл. культурных центров мусульм. мира. В период тур. колон. господства (30-е гг. 17 в.— 1918) осн. типами уч. заведений оставались мектебы и медресе. Во 2-й пол. 19 в. открыты первые светские школы. В 1920/21 уч. г. было 88 нач. школ с 8 тыс. уч-ся. Значит. влияние на нац. школу оказала брит, система образования (в 1918—40 И. находился под брит, мандатом). В 1940 принят закон об обязат. обучении на родном языке детей от 6 до 12 лет, однако выполнялся он формально. Накануне революции 1958 св. 90% нас. было неграмотным, школой охвачено менее 20% детей шк. возраста.

В 1958 принят закон об обязат. нач. образовании, началось строительство школ. Образование стало развиваться более быстрыми темпами после 1968, когда пр-вом страны был осуществлён ряд прогр. социально-экон. реформ. В 1970 введено обязат. обучение всех детей и подростков от 6 до 14 лет. В 1974 национализированы все уч.-воспитат. учреждения от дошкольных до высших, отменена плата за обучение. Учебники в школах стали выдаваться бесплатно. Законом 1976 возраст обязат. обучения продлён до 15 лет.

Современная система образования включает дошк. учреждения для детей 4—5 лет, 6-летнюю нач. школу, 6-летнюю ср. школу, проф. уч. заведения, вузы.

Управление школьной и проф.-тех. подготовкой осуществляет Мин-во образования, вузами — Мин-во высш. образования и науч. исследований. Нач. школы находятся в ведении местных органов — комитетов образования. Общие расходы на нужды образования в 1985 составили 3,8% ВНП.

Дошкольное воспитание. Для детей 4—5 лет имеются дет. сады. В 1985 в дет. садах (все — государственные) было св. 81,4 тыс. воспитанников, ок. 4,7 тыс. воспитателей.

Общее образование. В нач. школу принимаются дети с 6 лет. С 1978/ 1979 уч. г. практически все дети в возрасте 6 лет поступают в 1-й кл. нач. школы. В 1990/91 в нач. школах обучалось св. 3 млн. уч-ся (в т. ч. 45% девочек), работало св. 122 тыс. учителей. Уч. план включает религию, араб., англ. языки, математику, нац. воспитание, историю, географию, естествознание и гигиену, фи-зич. культуру, пение и музыку, рисование, с. х-во и домоводство. Обучение в нач. школах как раздельное, так и совместное; смешанные школы составляют приблизительно половину всех начальных. С 1976 экзамены после окончания нач. школы отменены, уч-ся получают свидетельство.

Ср. общеобразоват. школа 6-летняя, обучение состоит из двух циклов по 3 года: первый из них (т.н. промежуточный) даёт неполное ср. образование. В 1990/91 уч. г. работало св. 2,3 тыс. средних (полных и неполных) школ, в к-рых обучалось ок. 1 млн. уч-ся, или ок. 47% подростков в возрасте от 12 до 17—18 лет (в т. ч. 35% девушек), работало св. 39 тыс. учителей. Уч. программа неполной ср. школы: религия, араб. и англ. языки, история, география, нац. воспитание, математика, общий курс естеств. наук, химия, физика, биология, физич. культура, иск-во, гигиена, семейное воспитание (для девушек), рисование, воен. подготовка (для мальчиков). В полной ср. школе на 1-м году обучения (10-й кл.) все уч-ся обучаются по общей программе. В 11—12-м кл. уч-ся распределяются по двум отделениям — гуманитарному и естеств.-математическому. На обоих отделениях изучаются религия, араб. яз. (8 ч в нед на 1-м отделении и 4 ч — на 2-м), англ. яз., математика (соответственно 2 и 5—6 ч), преподаются иск-во, физич. культура, гигиена и семейное воспитание (для девушек). На гуманитарном отделении также изучаются история, география, социология, экономика, на естеств.-математическом — физика, химия, биология. Особые программы существуют для нач. и ср. курдских школ. Большинство их находится на терр. пров. Эрбиль.

Профессионально-техническая подготовка осуществляется на базе неполной ср. школы в пром., с.-х., коммерч. и техн. уч-щах в течение 3 лет. В 1990/91 уч. г. в 245 проф.-тех. уч. заведениях обучалось св. 153 тыс. уч-ся.

Высшее образование. Первое высш. уч. заведение — юрид. колледж, осн. в Багдаде в 1908; в 1927 открыт мед. колледж. В систему высш. образования входят ун-ты (состоящие из колледжей и ин-тов, срок обучения от 4 до 6 лет), самостоят. колледжи и ин-ты (2—3 года), большинство — технические. В 1989 насчитывалось 8 ун-тов и 19 самостоят. ин-тов и колледжей. Все вузы государственные, обучение бесплатное, осуществляется на араб. и англ. языках. Крупнейшие вузы (1989): в Багдаде — ун-т аль-Мустансирия (осн. в 1963, с 1974 государственный; 8 колледжей, 11 тыс. студентов), Багдадский ун-т (осн. в 1957 на базе ряда колледжей; 15 колледжей, академия, пед. центр. 19,3 тыс. студентов, 6 исследоват. центров), тех-нол. ун-т (1975; 9 отделений, ок. 7,4 тыс. студентов); ун-т в Басре (1964; по др. источникам, 1967; 9 колледжей, 13, 6 тыс. студентов); ун-т в Мосуле (1967; 11 колледжей, ок. 21,5 тыс. студентов); Курдский ун-т в Эрбиле с обучением на араб., англ. и курдском языках (1968; 7 колледжей, св. 7 тыс. студентов). В 1990/91 уч. г. в вузах обучалось ок. 142,5 тыс. студентов, из них св. 110 тыс.— в ун-тах.

Образование взрослых получило развитие после революции 1958. В городах были созданы центры по ликвидации неграмотности: в 1963 их было 386 (330 для мужчин и 56 для женщин), в них занималось ок. 27 тыс. чел. В сер. 60-х гг. неграмотность среди взрослого населения составляла 73,7%, в 1980 — ок. 56,9% (33,4% мужчин и 77,6% женщин). В 1978 принят закон, по к-рому все неграмотные в возрасте от 15 до 45 лет обязаны в течение 3 лет обучиться на спец. курсах. В 1979 действовало ок. 27 тыс. центров и курсов по ликвидации неграмотности, к-рые посещало ок. 2 млн. чел. В 1985 св. 10% населения в возрасте 15— 45 лет оставалось неграмотным.

Педагогическое образование. Подготовка учителей для нач. школы до 1986/87 уч. г. осуществлялась в пед. уч-щах в течение 3 лет на базе неполной ср. школы (в 1985/86 уч. г. в уч-щах обучалось св. 28 тыс. чел.). С 1986/87 уч. г. пед. училища преобразованы в учительские ин-ты. Учителей для неполной ср. школы готовят пед. ин-ты (на базе полной ср. школы); учителей для полной ср. школы —пед. колледжи (4 года), к-рые входят в состав ун-тов аль-Мустансирия, Багдадского, в Мосуле, Басре и др.

Пед. иссл. ведутся в Центре пед. и психол. иссл. (осн. в 1966) при Багдадском ун-те (публикует «Journal of Educatio-nal Psychological Research» — «Журнал пед. и психол. исследований»), в пед. колледжах, ун-тах, а также в Дирекции иссл. и документации при Мин-ве образования.

Лит.: Данциг Б. М., Ирак в прошлом и настоящем, М., 1960; Совр. Ирак, М., 1966; Герасимов О., Ирак, М., 1984.

В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 810
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСЛУГА ЛЕТ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • Кризис семи лет
  • Кризис трех лет
  • КРОСС ЛЕТ
  • ЛИЦА МОЛОЖЕ 18 ЛЕТ, ОСОБО НУЖДАЮЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ В ПОИСКАХ РАБОТЫ
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МИГРАНТОВ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЁНКОМ до достижения им возраста полутора лет
  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь