ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

формирование мировосприятия ребенка средствами иск-ва (всех его видов и жанров). Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск-ва через их восприятие и собств. творческую деятельность Разл виды иск-в входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни, влияют на воспитание его чувств, вкусов и отношение к самой жизни Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиб. близко его характеру Включенное в образоват. процесс X в устанавливает связь развивающейся личности с разл сторонами худож. культуры, делает возможным ее осмысление Другая сторона X в - собств. художественное творчество ребенка X в делает человека наследником культуры предков, но уже на совр. уровне отношений к природе, человеку, обществу X в развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно-композиц способности В перспективе это необходимо для любой профессии Особые качества каждого вида иск-ва (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т.д. ). определяют специфику приобщения детей разного возраста к их восприятию, а также освоению навыков практич. деятельности Задача X в ребенка в уч. процессе решается с помощью взрослого посредника, способного организовать и (учитывая возрастные и психол особенности). руководить контактом ребенка с миром прекрасного

Воспитат. функции иск-ва осознавались еще в древности Так, уже иск-во цивилизаций Древнего Востока и античности выступало как сильнейшее средство общественного, религ, эстетич. воздействия, оказывало влияние на формирование мировоззрения человека Формирование принципов и методов целенаправленного X в подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации иск-в, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации худож. знаний Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итал архитектора и художника 16 в Дж Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус пер, т 1—4, 1956—70), увлекательный рассказ о сложных явлениях духовной культуры В 18 в в трудах Ф Шиллера было определено отличие строго науч. познания от науч. -художественного, суть к-рого в создании условий, благоприятствующих познанию или формированию установки на восприятие объекта познания и эстетич. переживания Тогда же, в связи с появлением жанра лит популяризации науч. знаний, нем философом и писателем И Г Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психол особенностям юных читателей Построенное на науч. исследовании популярное повествование стало в 20 в самым распространенным методом массового X в (начиная с подросткового возраста) - в преподавании иск-ва в школе, в науч. -популярной лит-ре, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др.

В России попытки систематич. X в уч-ся общеобразоват. школ предпринимались с 20-х гг 19 в, гл. обр. в лицеях и гимназиях Во 2-й пол 19 в к X в учащихся стали обращаться и нач школы, использовавшие в практике уч книги К Д Ушинского и др. На рубеже 19—20 вв в работу по X в включились пед. об-ва, изд-ва, общедоступные музеи Значит. место стало уделяться творческим занятиям с воспитанниками учреждений дошкольного воспитания В 1916 Ин-т истории иск-в в Петербурге приступил к науч. разработке проблемы шк. худож. образования и воспитания, подготовки преподавателей истории иск-ва

В первые годы сов власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую разл формы популяризации иск-ва при ведущем значении урока в школе Была разработана (1918—19). программа худож. образования в рамках единой трудовой школы, охватывающего классные и внеклассные формы работы Программа предусматривала наглядное знакомство с памятниками изобразит иск-ва, живописи, скульптуры и архитектуры Получили распространение экскурсии в музеи, на выставки, за город, для знакомства с памятниками архитектуры и др. Открывались художественные студии, кружки и школы, проводились беседы и лекции, в т.ч. по истории иск-ва.

Ведущую роль в теоретич разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А В Бакушинский Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными тогда же директором Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит иск-в им А С Пушкина). Н И Романовым Они пришли к единому мнению о воспитат. эффективности систематич. экскурсий, позволяющих постепенно, через контакт с подлинными произведениями мастеров приобщать учащихся к пониманию иск-ва.

Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего X в детей средствами иск-ва долгое время не удавалось, т к с 20-х гг школа была ориентирована гл. обр. на узкопрактич. образование учащихся и даже предмет «Рисование» выполнял прежде всего задачу подготовки к урокам черчения Серьезная работа по изучению особенностей восприятия иск-ва юными зрителями шла в основном вне школы - в худож. музеях, концертных залах и театрах (Н И Сац и др.). В 70-х гг по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ

ХВ АПН приступили к созданию системы X в учащихся средствами иск-ва Известность получили программа муз. образования, разработанная под руководством Д Б Кабалевского, и программа худож. развития, разработанная под руководством Б M Йеменского С нач 90-х гг в практике общеобразоват. школы используются рус варианты данных программ X в, разрабатываемые для отд регионов, а также специально для отд уч заведений

Центр звеном X в в школе являются уроки музыки, изобразит иск-ва, лит чтения и др, программа к-рых определяет объем и систему знаний, умений и навыков применительно к возрастным возможностям детей Следующие звенья системы дет. худ. самодеятельность в кружках (драматич, хореографич, хоровых, изобразит творчества), студиях, музеях и т.д. (выявление художественно одаренных, способных детей), а затем занятия в дет. худож, муз. и др. школах (подготовка одаренных детей к проф. школе).

Критерий пед. эффективности внешк. работы с детьми - формирование самостоятельности в изучении и освоении иск-ва, проявляющейся в разл формах само-деят творчества, в посещении музеев, выставок, театров, лекториев, в чтении спец. лит-ры по вопросам иск-ва, знакомстве с соответствующими телепередачами и кинофильмами и их активном обсуждении при постоянном пед. руководстве

Лит Задачи и методы изучения иск-в Дополнение Краткий отчет о деятельности Рос Ин-та истории иск-в за 1912—1923 гг, II, 1924, БожовичЛ И, Личность и ее формирование в дет. возрасте, M, 1968, В и и n e p Б P, Статьи об иск-ве, [М, 1970], Кабалевский Д Б, Прекрасноепробуж дает доброе, M, 1973, его же, Воспитание ума и сердца, M, 1984, Бакушинский А В, Исследования и статьи, M, 1981, МеликПашаевА А, Педагогика иск-ва и творческие способности, M, 1981, Неменский Б Мудрость красоты, M, 19872, его же, Культура - искусство - образование,M, 1993

H H Фомина, Б M Неменский.

Просмотров: 909
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Коллективный иск
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Перечень принципов благополучия ребенка
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
  • Формирование характера и пути его воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь