|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ХЕДЕР(от иврит «хедер» - комната), базовая нач школа в традиц. евр ашке-назской системе образования (см также Иешива, Талмуд-Тора). В отличие от Талмуд-Торы, X - частная школа, принадлежащая учителю-меламеду (от иврит «меламед» - обучающий). X возник между 14—16 вв в Центр Европе (Германии, Австрии, Чехии), затем получил развитие в Польше, где стал осн. формой евр нач религ. школы. Обучались мальчики, на 1-й ступени - от 3—5 до 9—10 лет, на 2-й ступени - до 13 лет (в евр традиции - возраст совершеннолетия и совершения конфирмации). Перед поступлением в X. мальчик проходил через спец. «проводы» в синагоге, когда в присутствии будущего меламеда, отца и родственников-мужчин раввин или хазан (кантор). читали ему вслух 10 заповедей. На следующий день отец и мать вели его в дом к меламеду, мальчику показывали буквы евр алфавита и кормили медом и сладостями, чтобы показать, насколько сладко учение Торы Обычно ученики занимались в тех же комнатах, где жила семья меламеда, к-рая должна была кормить детей и следить за ними. По утрам сам меламед или его помощник (бахелфер). приводил детей, а поздно вечером разводил их по домам. Дети занимались летом по 8—10 ч в день, зимой по 12 ч. Это создавало особые тесные отношения между меламеда-ми, их семьями и жителями местечка. Сами меламеды, как правило, не имели спец. образования и относились к беднейшим слоям евр населения Нар. фольклор рисует образ меламеда как непутевого неудачника, живущего в тесноте и грязи, всегда окруженного толпой кричащих и шалящих детей. Вместе с тем меламед - гл. хранитель ортодоксальной евр традиции, ответственный за формирование традиц. евр мировосприятия у подрастающего поколения - одной из осн. заповедей Талмуд-Торы В X 1-й ступени дети сначала учили алфавит, затем др -евр огласовки, соединяли буквы и огласовки в слог и переходили к чтению на иврите в его ашкеназском изводе. Освоившие чтение изучали недельные отрывки Торы, или Пятикнижия Моисеева, с комментариями др. -евр толкователя Раши Каждый отрывок надлежало переводить на идиш и заучивать с присущей ему речитативной мелодией Дети разного возраста и уровня подготовки занимались вместе пока одни усваивали новый материал, другие вслух повторяли старый. Этот метод обучения посредством громкого повторения заучиваемого текста вслух назывался «хазерн» (на идише - «повторять»). В процессе обучения Торе дети усваивали осн. традиц. тексты - гл. молитвы, фольклор, а также навыки поведения в религ. быту В X 2-й ступени, до к-рой доходили не все ученики, начинали учить простейшие части Талмуда с комментариями Раши и др. толкователя Ибн-Эзры После освоения религ. заповедей (мицвы). обучение в X кончалось Те, кто не обладал достаточными средствами, чтобы платить меламеду, посылал своих детей в общинную Талмуд-Тору Она часто была лучше организована, чем X, и размещалась в более просторных помещениях, но бесплатное обучение снижало ее престиж, поэтому большинство евр детей училось в X у меламедов После окончания X можно было продолжить образование в иешиве. Все муж население у евреев-ашкеназов было охвачено обучением в X или Талмуд-Торе Рус пр-во в 19 в видело в X и меламедах осн. носителей и распространителей традиц. евр образа жизни и иудаизма и стремилось заменить ее офиц, т.н. казенными, евр уч-щами В 1844 в Рос империи было выявлено ев 2,7 тыс. X 1-й ступени, ев 2,5 тыс. X 2-й ступени, ев 10 тыс. меламедов и ок 70 тыс. учеников В 1846—49 меламедам предписывалась сдача экзаменов не только по грамматике иврита и евр дисциплинам, но и по рус и нем языкам, к-рых большинство из них не знало В 1855 МНП поставило условие получения лицензии для меламедов - окончание общего или казенного евр уч-ща, но давало отсрочку введения закона в силу на 20 лет Предполагалось, что начиная с 1869 новые свидетельства будут выдаваться только тем, кто будет иметь офиц аттестат, а старые преподаватели за это время отойдут от практики Однако X стали переходить на нелегальное положение, отказывались от регистрации Только в 1893 был официально признан статус меламеда как нар. учителя В 1894 в Рос империи было уже ев 13,6 тыс. X, ев 12,7 тыс. меламедов и ев 200 тыс. учеников, в т.ч. 10 тыс. девочек Для обучения девочек в кон 19 в создавались обновленные X. После запрещения в 1918 организов религ. воспитания детей до 18 лет X в течение 10 лет существовали на полулегальном положении Они окончательно прекратили свое существование в связи с распадом местечкового уклада жизни в кон. 20-х гг, а затем в связи с нацистским геноцидом во время 2-й мировой войны В странах Воет Европы X существовали вплоть до 2-й мировой войны После 1945 подобие X сохраняется только в ультраортодоксальной среде в США, Израиле и нек-рых странах Зал Европы Его формы гораздо более приближены к нормам обычной школы, чем традиц. X Воет Европы M А Членов
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|