|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ФРАНКЛИН Бенджамин(17 l 1706, Бостон, шт Массачусетс, - 17 4 1790, Филадельфия, шт Пенсильвания), амер. просветитель, гос. деятель, ученый. Посещал нач. школу в Бостоне, уже в возрасте 12 лет начал учиться печатному делу. Впоследствии приобрел обширные знания путем самообразования. В 1727 открыл в Филадельфии собств. типографию, издавал газету (1729—48). и ежегодник «Альманах бедного Ричарда» (1732—52), для к-рого написал статьи, притчи, памфлеты, вызвавшие интерес во мн. странах как образцы амер. литры. Вокруг Ф. собирался дискуссионный клуб («Хунта») - прообраз основанного позже при участии Ф Амер. филос. об-ва; для членов клуба организована первая в Сев. Америке публичная б-ка с абонементом (1731), ставшая образцом для мн. амер. общин. С 1737 Ф. служил в почтовом ведомстве; одновременно продолжал предпринимат. деятельность; учредил (1752). страховую компанию Заинтересовавшись в 40-х гг. проблемами естеств. наук, Ф. исследовал мн природные явления. Труды Ф. по общей теории электричества и изобретения (среди них громоотвод). оказались первыми работами сев.-амер. ученых, признанными в Европе: Ф. был избран членом Лондонского королевского об-ва (1756), Петербургской (1789). и др. АН. По инициативе Ф созван съезд представителей сев.-амер. колоний в Олбани (1754), к-рому он предложил план объединения колоний в федеративное гос-во. В 1757—75 представлял сев.-амер. колонии в Лондоне. С началом войны за независимость вернулся на родину. Участник подготовки Декларации независимости (1776). и Конституции США (1787). В лит. произв. Ф. отразились просветит, представления о человеке, о естественном праве и обществ, договоре. Давая определение понятию «человек», Ф. как его родовое качество отметил изготовление орудий труда. Человеку изначально присуща добродетель, но она раскрывается только в самостоят. осмысленном труде. Ф. стремился к реализации через институты гражд. общества идеалов свободы, демократии, равенства людей перед законом. Был сторонником «естественной религии». Ф. сформулировалкодекс этики гражданина, воплощавший требования простоты, благоразумия и естественности поведения. В наследии Ф. заметное место занимает пед. проблематика. Он придавал большое значение распространению знаний в народе. В ст. «Предложения по обучению молодежи в Пенсильвании» (1749). высказал идею создания ср. уч. заведения, образование в к-ром ориентировалось бы не на традиц. образцы, а на потребности амер действительности. При этом он исходил не только из задач подготовки учащихся к жизни, но и из необходимости совершенствования полученных знаний в будущем. Разработал программу и уч. план для 6 лет обучения, предусмотрев курсы естеств. наук, англ. и иностр. языков и др. Уч. заведение с названием «академия» открылось в Филадельфии в 1750 в составе 3 школ - классической, математической и английской. Хотя сама академия вскоре отошла от планов Ф. и в 1755 была преобразована в ун-т шт. Пенсильвания, идея вариативности ср. образования и его тесной связи с вопросами хоз. практики и культуры закрепилась в амер. педагогике и получила развитие в практике всеохватывающей школы США в кон. 19 - нач. 20 вв. Многие письма Ф. затрагивали конкретные вопросы практики обучения. Соч. The complete works, v l—10, № V, 1887; The Papers of B Franklm, v 1—9, New Haven, 1959—66, в рус пер Избр произв, M, 1956, Автобиография Памфлеты, в кн. Брэдфорд V, История поселения в Плимуте, M, 1987
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|