|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ФЕОФАН, Феофан Затворник(в миру - Говоров Георгий Васильевич). [10(22). 1 1815, с Чернава Орловской губ, - 6(18). 1 1884, Вышен-ская Успенская Пустынь в Тамбовской губ], деятель Рус православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог По окончании Орловской семинарии (1837). учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841). принял постриг В 1841 назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща, где преподавал также лат язык В 1842 переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики С 1844 преподавал в Петерб духовной академии (до 1847 бакалавр кафедры нравств. и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в т.ч. детей и юношества (легли в основу кн. «Путь ко спасению», в 1—3, 1868- 69). В 1847—55, находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, к-рую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских библиотеках В 1857 назначен ректором академии С этого времени началась деятельность Ф как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 50- 60-х гг вопросы обществ. жизни В ряде выступлений (вошли в кн. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», 1858). отмечал, что в совр. ему эпоху преобладает «дух вражды на Бога», происходит охлаждение отношений между людьми Признавая необходимость социальных и экон преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование общества, основанное на православном вероучении («Слова архимандрита Феофана », 1859). В 1858 Ф поставлен епископом в Тамбов, в 1863 переведен во Владимир В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником («Собрание писем», в 1—8, 1898—1901). Из его писем сложились кн. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (1878, составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), «Письма о христианской жизни» (1880). Эти произв были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека Ф принадлежит ряд переводов патристич и учительной лит-ры, среди к-рых особое место занял свод наставлений «Добротолюбие» (т 1—5, 1877—89, выдержал многократные переиздания), содержащий соч Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лест-вичника, Максима Исповедника и др. Разносторонняя душепопечительная деятельность Ф способствовала формированию своеобразной пед. системы, универсальный характер к-рой отмечали его современники Ф подчеркивал, что пед. творчество имеет духовно-нравств. основу «Полюбите детей, и они Вас полюбят» По мысли Ф, плодотворно лишь такое образование, к-рое «развивает не только ум, но и сердце», истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы В этой связи Ф предъявлял высочайшие этич требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых» Ф постоянно поднимал вопросы, связанные с осуществлением церковью ее пастырского назначения, настаивал на создании новых переводов богослужебных книг, язык к-рых устарел и сделался непонятным. В 1988 Рус православной церковью причислен к лику святых.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|