ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

форма общеобразоват. подготовки в условиях семьи. До становления систем образования (преим. в древности и средневековье) играло существенную роль в обеспечении сословно-проф. преемственности; в обществах с развитыми образоват. структурами могло сохранять своё значение как форма индивидуализации и оптимизации обучения. Элементарным типом Д. о. можно считать передачу от родителей к детям основ мировоззрения (в т. ч. религ. воспитание), знаний, проф. опыта. Однако как институт образования оно не ограничивалось семейным, родовым опытом и в принципе содержало весь предусмотренный обществ. нормами образоват. комплекс; по характеру преподавания Д. о. было типологически сходным с утвердившимися институтами общего образования. Особенности и направления развития Д. о. определялась социальной ролью семьи, господствующими в обществе национально-культурными традициями. От Д. о. следует отличать разл. формы обучения на дому, практикуемые при регулярных уч. заведениях.

В Pоссии на протяжении 18—19 вв. практика Д. о. имела важное значение для формирования системы общего образования. Со времени возникновения ун-тов, гимназий и др. уч. заведений оно являлось обязат. этапом для желающих продолжать обучение или поступить на воинскую службу, т. к. давало необходимую подготовку для успешного участия в предварит. испытаниях (от программы нач. школы до полного гимназич. курса).

Д. о. получило распространение в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. наиб. родовитые и богатые дворяне в Москве и Петербурге также предпочитали дать ребёнку Д. о., особенно в случае нежелания определить его по воинской части. Для незаконнорождённых дворянских детей Д. о. позволяло поступить в ун-т с дальнейшим получением чина, возвращающего в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей, для сирот оно открывало возможности домашнего учительства (в основном преподавание новых языков). Одним из видов Д. о. в 19 в. можно считать экстернатуру, т.е. практику домашнего обучения с последующей аттестацией на гимназич. экзаменах.

До учреждения Московского ун-та (1755) функции домашних педагогов выполняли в основном приходские священники, дьячки, наёмные учителя из немцев, рус. семинаристы. В сер. 18 в. к Д. о. привлекали университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С кон. 18 в. стало популярным приглашать учителей-иностранцев (французов, англичан). В 30—40-х гг. 19 в. оформилась система Д. о. (домашние наставники и домашние учителя, а также гимназич. преподаватели). Каждой должности соответствовал образоват. ценз, права и привилегии, круг обязанностей, пособия от МНП (Положение о домашних наставниках и учителях 1834). Было запрещено допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших от рус. ун-тов аттестатов на учительские и наставнические звания. Сведения о домашнем преподавании подавались в ежегодных отчётах по МНП. Постановления МНП 1853, 1868 в области Д. о. имели целью повысить престиж профессии домашнего педагога, привлечь к частному преподаванию лиц из среды отеч. интеллигенции и т. о. снизить сохранявшуюся потребность в иностр. учителях. С 1868 звание домашнего учителя присваивалось лицам со ср. образованием, выдержавшим спец. испытания; домашним наставником можно было стать по окончании высш. уч. заведения.

По традиции учителя нередко жили в доме на протяжении мн. лет, учили детей старших и младших и фактически имели пожизненное обеспечение.

Как правило, видное место в системе Д. о. занимали новые языки (франц., нем., англ.), отеч. и иностр. словесность, история, география. Математика, физика, естеств. история преподавались в объёме, определявшимся возможностями и желанием ученика или родителей. Содержание курса словесности и философии находилось в непосредств. зависимости от состава домашней б-ки. Непременным элементом Д. о. являлся закон Божий, часто — церк.-слав. язык. В целом Д. о. строилось на поощрении самостоят. чтения и имело целью развить у ученика творческое мышление, свободное от шк. схем и зубрёжки.

Особое место в сфере Д. о. отводилось образованию и воспитанию наследника престола и детей имп. фамилии, представлявшим собой продуманную систему подготовки будущего монарха. В допетровскую эпоху их обучение велось в основном священнослужителями. С 18 в. стали приглашаться учителя — ведущие отеч. и заруб. специалисты в своих областях; давались юрид. знания, общее представление о науках, воен. подготовка. В ряде случаев для наследника специально составлялись учебники.

После 1917 Д. о. как система прекратила существование. С нач. 60-х гг. получили распространение специфич. формы Д. о., призванные компенсировать недостатки гос. системы ср. образования, — частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т. п., имеющие перед собой как сугубо прагматические (поступление в вуз), так и чисто образоват. задачи. В контексте пед. поисков 2-й пол. 80-х- нач. 90-х гг. развитие нек-рых форм Д. о. рассматривается как один из вариантов, способствующих укреплению преемственных связей в семье, индивидуализации образования, рациональному соотношению домашней и шк. подготовки. Законом Рос. Федерации об образовании (1992) предусматривается возможность получения общего (нач. и ср.) образования в семье с правом на гос. аттестацию.

Лит: Исвыpeв С. П., Об отношении семейного воспитания к государственному, М., 1842; Манасеина M. M., Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования, в. 1 — 2, СПБ, 1894—96; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности МНП, СПБ, 1902; Пед. академия в очерках и монографиях. (Воспитание в семье и школе), под ред. А. П. Нечаева, [т. 1 — 15], М., [1909—14]. Н. В. Кеворкова.

 

Просмотров: 938
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Государственные требования в области общего образования
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ)
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • Система общего образования
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Язык для иностранцев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь