Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫблаготворительные учреждения для призрения и воспитания сирот, покинутых и беспризорных детей (обычно от 3 до 14 лет). Организац.-пед. основы Д. п. были разработаны в 17 в. А. Г. Франке. С нач. 19 в. Д. п. получили распространение в Германии, затем в Великобритании и Нидерландах, позже во Франции. Сложилось неск. типов Д. п. В одних дети живут в больших помещениях, имеют общие спальни, столовые, комнаты для занятий и отдыха (казарменный тип), в других дети разделяются на небольшие группы и живут вместе с воспитателем (семейный тип). Система коттеджей (мет-райская система) предполагает расселение детей в небольших домах в деревнях. Надзор за детьми осуществляет семья, живущая в том же доме; девочки занимаются х-воми, мальчики — ремеслом. В нек-рых случаях дети размещаются в арендованных домах вместе с воспитателем (не более 16 чел.), но занимаются в школе и проводят время вне занятий с местными детьми. В 1949 в Австрии (близ Инсбрука) появилась первая «детская деревня» («SOS — Kinderdorf»), созданная Г. Гмайнером для детей, потерявших родителей во время войны. В кон. 80-х гг. такие деревни распространились в 90 странах (см. также Детские дома). В России Д. п. возникли в 18 в. при монастырях. Первый немонастырский Д. п. был открыт в Петербурге в 1837 при Демидовском доме «призрения трудящихся» (наз. «детскими комнатами»). В 1838 был создан к-т главного попечительства Д. п.; члены к-та В. Ф. Одоевский и Д. Н. Блудов выработали положение о Д. п. (1839). По положению учреждались губернские, уездные и сел. попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Надзор за Д. п. в Москве и Петербурге возлагался на особые советы (в каждом из этих городов), в губерниях и уездах — на губернские и уездные попечительства. Управление Д. п. осуществляли попечитель (попечительница), директор, почётный старшина (в функции к-рого входила забота о материальном обеспечении приюта), смотрительница и её помощница (как правило, она же и педагог-воспитатель). Цель Д. п. — предоставить детям временное убежище и элементарное образование. В 1846 в Д. п. был разрешён ночлег, а в 1847 и постоянное проживание детей («сиротские отделения»). В 1889 из 127 приютов только 31 предназначался для приходящих детей, остальные были смешанными — для постоянно живущих и приходящих. Большинство Д. п. подчинялось Ведомству учреждений императрицы Марии. Существовали Д. п., находившиеся в ведении разных благотворит. об-в, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Мин-ва внутр. дел). В 1891 было издано новое положение для Д. п. Ведомства учреждений имп. Марии. По положению, в Д. п. (кроме специально предназначенных для грудных детей) принимались дети не моложе 3 лет и оставались там до 12 лет. Была введена программа обучения, принятая для одноклассных сел. школ. Срок пребывания детей, находившихся на полном содержании, зависел от местных условий. При Д. п. могли учреждаться ремесл. классы или уч-ща. Однако большинство детей, выходя из приютов, не завершали курса обучения и не получали ремесл. навыков. В отчёте Петерб. совета Д. п. (1896) указано, что из 1313 детей лишь 309 получили свидетельство об окончании курса обучения. Было устроено ок. 80 сел. приютов, где дети обучались садоводству, огородничеству и др. с.-х. работам. Организованные по принципу самоокупаемости и самообеспечения, сел. Д. п. находились в бедственном положении. С 1897 создавались приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16- 17 лет, где дети получали нач. образование, их обучали ремёслам или с.-х. работам, т.е. готовили к самостоят. жизни. К 1917 на терр. России (в границах РСФСР) было 583 Д. п. (ок. 30 тыс. детей). После Окт. революции Д. п. были закрыты, а дети размещены в дет. домах и др. воспитат. учреждениях. Лит.: Ведомство дет. приютов и его задачи. Краткий очерк, составленный по случаю открытия деятельности высочайше утвержденного к-та гл. попечительства дет. приютов, СПБ. 1897; Дет. приюты Ведомства учреждений имп. Марии (1839 — 1889). К 50-летию со времени издания положения о дет. приютах 27 дек. 1839 г. СПБ. 1889; Ж с д с и о в Н., Дет. сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи, СПБ. 1896; Ильинский В л. Благотворительность в России. (История и настоящее положение), СПБ, 1908.
«ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ», в России общество по внешкольной культурно-воспитат. работе с детьми и подростками Москвы. Организовано в 1909 С. Т. Шацким и группой педагогов вместо закрытого царским пр-вом об-ва «Сетлемент». Об-во продолжило и углубило работу дет сада, клуба и эксперим. нач. школы, осн. «Сетлементом». Деятельность об-ва основывалась на принципах организации дет труда общеобразоват. характера, создания дет. коллектива, развития творческих способностей и укрепления здоровья детей. Из за отсутствия средств об-во не могло охватить большое число детей. В 1911 об-во открыло дет. летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнью (под Калугой) Активное участие в деятельности «Д. т. и о. » принимали педагоги А У Зеленко, H О Массалитинова, А А Фортунатов, В H Шацкая, Л К Шлегер. Они разрабатывали вопросы организации жизни детей с учетом их возрастных особенностей, природных способностей и интересов исследовали закономерности пед. процесса. Сотрудники об-ва впервые в России организовали игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей. Ставилась проблема создания теории игры в рамках концепции воспитания Шацкого. В системе об-ва использовалась сложная комплексная структура напр. в Калужской губ работали дет. учреждения, трудовая колония и клубы для взрослых, позволяющие вести культурно образоват. работу со всем населением. С 1914—15 члены об-ва участвовали в подготовке работников по дошк. и внешк. воспитанию детей в пост. комиссиях при Союзе обществ.попечения об учащихся детях Москвы и на пед. курсах при Нар. ун-те Шанявского. Они преддожили оригинальную методику подготовки педагогов, осн. на глубоком понимании мотивов поведения воспитанников. В 1919 учреждения «Д. т. и о. » вошли в состав 1 и опытной станции по нар. образованию при Наркомпросе РСФСР, организованной по инициативе Шацкого.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|