БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич

[7(19).4.1857, Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, — 23.12.1941, Казань], языковед, методист. (рус. и тат. языки), ч.-к. АН СССР (Петерб. АН с 1915), проф. (1886). По окончании ист.-филол. ф-та Казанского ун-та (1880) преподавал в нач. классах Казанской татарской учительской семинарии (1881—84). Ученик и единомышленник И. А. Бодуэна де Куртенэ, Б. в работах по общему и сравнительно-ист. языкознанию развил характерное для казанской лингвистич. школы акустико-физиол. и психол. понимание языка, исследовал природу и ист. эво-люцию фонетич. явлений в рус. яз., роль семантики в рус. словообразовании, морфологии и синтаксисе, слоговую «силлабическую» традицию отеч. графики и др. Созданные в результате этих исследований «Очерки по языковедению и рус. языку» (1901), «Общий курс рус. грамматики» (1904) рекомендовались как учебники для самообразования и доп. пособия в шк. обучении. Отличит, их особенностью было последоват. стремление автора приблизить шк. грамматику к совр. уровню науч. знаний, освободить практику преподавания от формализма и схоластики. Б. разработал метод. систему изучения родного языка, к-рая поддерживала у учащихся интерес к предмету, стимулировала их творческую активность и самодеятельность. С этой целью Б. предложил основанные на эвристич. подходе типовые стилистич. упражнения и грамматич. задачи, материал к-рых последовае тельно менялся — от разговорной речи к письменным лит. образцам. Тщательное лингвистич. изучение текста, по мнению Б., являлось необходимой ступенью анае лиза образной структуры, стиля худож. произведений, авторской позиции и т. д. Др. направление науч.-пед. деятельности Б. связано с иссл. проблем прикладной лингвистики и применением эксперим. методов в языкознании. Б. — основатель первой в России кафедры эксперим. фонетики при Казанском ун-те (1906). На основе анализа малограмотных написаний создал приблизительную модель обучения правописанию. Разработал метод. систему преподавания рус. яз. в тат. школе, построенную на сопоставлении разл. лингвистич. явлений, учёте особенностей родного языка учащихся и типологии акцента, концентрич. принципе расположения материала. Обосновал ведущее положение грамматики, особую роль перевода и постановки правильного произношения.

Соч.: фонетика рус. яз. в свете эксперим. данных, Каз., 1930; Введение в тат. языкознание в связи с др. тюркскими языками, Каз.; О преподавании рус. грамматики в тат. школе, Каз., 1951"; Статьи по нач. преподаванию рус. грамматики и изучению худож.-лит. произведений, Каз., 1919.

Лит.: Ильинский Г., Заслуги проф. В. А. Богородицкого в области языковедения, «Вестник науч. об-ва татароведения», 1927, Тарифянова Р., В. А. Богородицкий об изучении рус. языка в тат. школе, РЯНШ, 1957, № 2; М о и с с е в А. И., В. А. Богородицкий (1857 — 1941), РЯШ, 1966. № 6; А с а д у л л и и А. ГЛ., Из опыта преподавания рус. языка в тат. школе, Каз., 1981, гл. 3; M и p о и о с и ц к ая А. Н., Библиография, указатель трудов В. А. Бо-городицкого, в кн.: Труды Ин-та языкознания АН СССР, т. 2, М., 1953.

 

Просмотров: 819
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БОГОРОДИЦКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
  • БОГОРОДИЦКИЙ Василий Алексеевич (1857-1941)
  • ВАРИАНТ ЯЗЫКА (РАЗНОВИДНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • ВИТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА (ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • Вариант языка (Разновидность языка)
  • Вариативность языка / речи
  • Влияние родного языка на чужой
  • Изучение неродного языка
  • КОНТАКТОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА (ФАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА)
  • КРЕОЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА (НАТИВИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Когнитивная функция языка (Познавательная, гносеологическая функция языка)
  • Контактоустанавливающая функция языка (Фатическая функция языка)
  • Креолизация языка (Нативизация языка)
  • НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА (НОРМАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Нормирование языка (Нормализация языка)
  • ОПОЯЗ («Общество по изучению поэтического языка»)
  • Поэтическая функция языка (Эстетическая функция языка)
  • Правовой статус языка (Юридический статус языка)
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе
  • Расширение функций языка (Функциональное развитие языка)
  • СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА СИСТЕМУ ЯЗЫКА
  • Тайноречная функция второго или родного языка
  • Фактический статус языка (Действительный статус языка, Функциональный статус языка)
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • Этносоциальные функции языка (Этнические функции языка)
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка
  • методы обучения в высшей школе
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь