АВТОМАТИЗМ

(от греч. automatos — самодействующий) в психологии, единый непрерывный умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без участия сознания. Различают первичные А. (срабатывание врождённых, безусловно-рефлекторных программ) и вторичные А. (результат прижизненного формирования тех или иных действий, приобретения ими свойств навыка). Физиол. основой вторичных А. служит образование более или менее устойчивых систем условно-рефлекторных связей между свойствами нек-рой внешней ситуации и определённой последовательностью операций. Первоначально каждая операция и переход от одной операции к другой требуют сознат. ориентировки. По мере повторения ситуации необходимость в ориентировке отпадает, происходит автоматизация действия. В поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради к-рых выполняется действие, и условия, в к-рых оно протекает, а также его результаты.

За счёт автоматизации отд. действий человек получает возможность сосредоточить внимание на качестве выполняемой деятельности. Напр., ученик, освоивший технику письма, уже не думает о том, как держать ручку и изображать те или иные буквы; это даёт ему возможность сосредоточиться на содержании письма. Т. о., автоматизация отд. сторон действия совершенствует его структуру, облегчая тем самым его полноценное выполнение.

Ни одно действие человека не бывает полностью автоматизированным, поскольку оно в конечном счёте вызывается и управляется сознат. целью. Однако фактически любое действие человека частично автоматизировано благодаря навыкам, т. к. человек никогда не сознаёт до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (напр., необходимых мышечных сокращений).

В пед. практике отд. А. играют положит. роль. Однако педагогу следует предотвращать преждеврем. или неоправданную автоматизацию, когда из-под сознат. контроля выходит действие, несовершенное по содержанию.

Процесс автоматизации является одной из линий изменения человеческого действия, детально описанных П. Я. Гальпериным в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Заруб. исследования А. выполнены гл. обр. в традиции бихевиоризма.

Лит. - см. при ст. Навык.

А. И. Подольский.

 

Просмотров: 891
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ, или Английские письма»
  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
  • Автоматизация действия
  • Действие или драматическое действие, разыгрывание, воспроизведение в действии
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ (или ДЕЙСТВИЕ)
  • ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (или ДЕЙСТВИЕ)
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Концепция поэтапного формирования умственных действий
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • Потенциал действия, или пиковый потенциал
  • Поэтапного формирования умственных действий концепция
  • Привычные действия или мысли
  • ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Программа формирования универсальных учебных действий
  • РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ или ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • Речевое действие или внутриречевое действие
  • РЕЧЕВОЙ АКТ (РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК)
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • Специфические действия или мысли
  • теория поэтапного формирования умственных действий
  • Теория поэтапного формирования умственных действий
  • Теория поэтапного формирования умственных действий
  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь