АЛТЫНСАРИН Ибрай

[21.10(2.11).1841, урочище Аракарагай, ныне близ пос. Затобольск Кустанайской обл., — 18(30).7. 1889, Николаевск, ныне Кустанай], казах. педагог-просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859- 1860 служил переводчиком там же. Первый учитель казах. С 1864 руководил Тургайским рус. кирг. уч-щем. С 1879 инспектор нар. уч-щ Тургайской обл. В мировоззрении А. отразилось влияние обществ.-пед.движения 60 х гг. 19 в., прогрессивной рус. культуры На основе положений и инструкций МНП сформи ровал систему рус.-казах. школ, приспособленную к особенностям быта казахов. Включил в нее центральные двухклассные уч ща (по программе уездных уч-щ; 6 лет обучения), волостные уч ща с интернатами (по программе одноклассных нач. уч-щ; 4 года). Предусматривал также аульные (передвижные) школы (при жизни А. не открылись). Ввел в школах обучение на казахском (впервые) и рус. языках. При участии А. открыто 9 рус. казах. школ, а также Яковлевское ремесленное уч ще в Тургае (1883), киргизская (казах) учительская школа (1883, открыта в Орске, вскоре переведена в Оренбург). Основой шк. обучения считал родной и рус. языки, математику, естествознание. Создал первые казах. учебники - «Киргизская хрестоматия» (на материалах казах. фольклора, впервые записанных алфавитом на рус. графич. основе) и «Нач. руководство к обучению киргизов рус. языку» (изданы в 1879, в дальнейшем работал над их усовершенствованием). В учебниках использовал метод. идеи Н. И. Ильмин-ского, дидактич. приемы и материал уч. книг К. Д. Ушинского, И. И. Паульсона и др., нек-рые свои произведения для детей. Культурные связи с рус. народом рассматривал как необходимую предпосылку социального прогресса казахов. Убежденный сторонник реального образования. Считал необходимым открывать для казахов не только начальные, но и ср. и высш. уч. заведения

Соч. на казах. и рус. языках — Собр. соч. в 3 тт., т. 2. А. А. 1976, на рус. яз — Избр. произв., А. А, 1957.

Лит.: Ситдыков А. С, Пед.идеи и просветительская деятельность И Алтын-сарина А -А, 1968 Д ж у м а г. у-л о в К Т И Алтынсарин и развитие культуры казах народа А А, 1984, [Ш а л а-баев К III, Каиржанова Б.1, Ибрай Алтынсарин (указатель лит-ры), А А, 1979. Г.А. Храпченков.

 

Просмотров: 1194
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛТЫНСАРИН ИБРАЙ
  • АЛТЫНСАРИН ИБРАЙ
  • ГОВОРЕНИЕ НА ЯЗЫКАХ
  • Говорить «на разных языках»
  • ДВУХКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
  • ДВУХКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • Закон «О языках народов Российской Федерации»
  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи)
  • ИСТИНА В ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ЯЗЫКАХ
  • КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879-1957)
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • МАЯТНИКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (в теории культуры)
  • ОШИБКА В ПРОГРАММЕ
  • Приемы обучения
  • Принцип связи обучения с практикой
  • Психический материал процесса обучения
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • ТЕРМИНОЛОГИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ
  • Теория социального обучения
  • Терминология на национальных языках
  • ШКОЛА И КУЛЬТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  • Школа народной культуры
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь