Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 АФГАНИСТАН



АФГАНИСТАН

Исламское Государство Афганистан, гос-во в Азии. Пл. 647,5 тыс. км2. Нас. 16,7 млн. чел. (1988, оценка; св. /2 -афганцы). Гос. языки -пушту и дари. Столица — Кабул.

В доисламский период на терр. А. господствующим вероучением был зороастризм, к-рый проповедовался странствующими учителями. В первые века н. э. нек-рым влиянием пользовался буддизм и были созданы буддистские школы. С распространением ислама (8 в. н. э.) появились мусульм. уч. заведения, в т. ч. с 9—10 вв. — медресе. Крупными центрами арабской культуры стали Газни, Гур, Герат; с 17 в. — Кандагар. На некоторых афганских территориях уже с 10 в. в обучении стал использоваться язык дари.

Во 2-й пол. 19 в. правитель А. Шер Али предпринял нек-рые просветительские реформы: появилось неск. школ европ. типа, в крепости Бала-Хисар был учреждён гос. лицей с отделениями для подготовки правительств, чиновников и военных. Началось издание уч. лит-ры, в т. ч. переводной. В нач. 20 в. стали открываться гос. школы, гл. обр. нач. и неполные средние. В становлении нац. системы просвещения важная роль принадлежала лицею «Хабибия» (1903), где началась и систематич. подготовка шк. учителей.

После провозглашения независимости (1910) были созданы гос. нач. школы, проф. уч. заведения, в т. ч. для подготовки учителей. Ср. уч. заведения в 20-е гг. строились по образцу иностранных: «Амания» (по типу франц. лицеев), «Амани» (по типу герм. реальных уч-щ), «Гази» (по типу брит, колледжей). В 1921 открыто первое жен. уч. заведение (позже получило назв. «Заргуна»). Лицеи и другие ср. уч. заведения размещались в Кабуле; лишь в 1936 в Кандагаре открыт первый провинц. лицей.

Конституция 1931 декларировала обя-зат. нач. обучение (6 лет в городе, 3 года в сел. местности). В 50-х гг. оно приобрело заметные масштабы, однако не могло решить проблемы повышения образоват. уровня населения. Развивалось проф. обучение в пед. колледжах, с.-х. уч-щах, механич., худож.-кустарных школах; действовали кабульские духовные школы и академии и др. Число уч. заведений всех типов возросло с 762 в 1955 до 2,8 тыс. в 1967, число уч-ся-со 121 тыс. до 520 тыс., бюджетные ассигнования увеличились с 3,3 млн. до 5,4 млн. афгани соответственно. Правительств, реформы носили поверхностный характер. Развитие сети совр. уч. заведений сдерживалось экон. возможностями страны, тяготением населения к традиц. мусульм. образованию. Накануне провозглашения А. республикой (1973) в стране работало 418 школ всех типов, из них 70% размещалось в помещениях, не приспособленных для уч. целей. Обучением было охвачено ок. 20% детей шк. возраста, в т. ч. 7% девочек. В вузах занималось ок. 7% молодёжи. 90% нас. оставалось неграмотным. На просвещение выделялось 2% ВНП. Обучение было раздельным, а в проф. уч-щах с 1961 — смешанным, в нач. школе бесплатным, в средней и высшей-платным. Преподавание велось на языках дари и пушту. Во всех уч. заведениях большое внимание уделялось изучению богословских дисциплин. Система образования включала: дошк. учреждения для детей от 3 до 6 лет (ими было охвачено 0,8% детей), нач. школу для детей с 7 лет (3 года обучения в деревнях, 6 лет в городах), неполную среднюю школу (3 года), среднюю (3 года), высшую (4—6 лет). Проф.-тех. подготовка осуществлялась в проф. уч-щах на базе нач. образования (4 года обучения) и в проф. лицеях и др. уч. заведениях на базе неполной ср. школы (3—4 года).

В Демокр. Республике Афганистан (1979—87) были провозглашены равные права всех граждан на образование. Гл. задачами пр-во считало расширение светского образования, ликвидацию неграмотности, развитие, гос. средних общеобразоват. и проф. уч. заведений. Школы, вновь организованные дошкольные и внешк. учреждения, пед. колледжи и вузы были переданы в ведение Мин-ва просвещения, др. проф. уч. заведения — Мин-ву высш. и ср. спец. образования.

С сер. 80-х гг. проводилась шк. реформа, имевшая целью переход к единой 11-летней общеобразоват. школе с совм. обучением, новыми уч. программами и учебниками. В рамках единой школы предполагалось нач. обучение (1—5-й кл.), неполное среднее (6—8-й кл.), полное среднее (9—11-й кл.). В 1988/89 у ч. г. работало 1350 школ (857 тыс. уч-ся), в т. ч. 344 средние. В 20 религ. школах и медресе обучалось св. 8 тыс. уч-ся. Заметный урон нар. образованию нанесли военные действия: сожжено или разрушено св. 2 тыс. школ, погибли сотни уч-ся и учителей.

Проф.-тех. образование осуществлялось в техн., с.-х., ремесл. и др. уч. заведениях. В 1984 число уч-ся проф. уч-щ увеличилось по сравнению с 70-ми гг. на 42%. В 1988 в 28 проф.-тех. уч. заведениях обучалось 10,1 тыс. чел. Впервые открыты школы по подготовке ква-лифициров. рабочих. Все проф.-тех. уч. заведения находятся на гос. обеспечении.

Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослого населения. При Сов. Мин. республики и при Мин-ве просвещения были созданы спец. органы для руководства и координации этой работы. В ней использовался опыт ликвидации массовой неграмотности в СССР, однако этот опыт не был достаточно осмыслен применительно к конкретным условиям А. При широком привлечении добровольцев из пед. общественности, выпускников нач. и ср. уч. заведений в этих мероприятиях имели место формализм, адм. методы и т. п. В 1979—88 курсы ликбеза окончили ок. 1,8 млн. чел., но 75% населения А. в 80-х гг. считалось неграмотным.

Подготовка учителей нач. классов велась в пед. колледжах (уч-щах) на базе неполной ср. школы — 4 года, на базе полной ср. школы — 2 года. Воспитателей дошк. учреждений готовили на годичных курсах после окончания ср. школы. Учителя ср. школы получали проф. образование в пед. ин-тах (в Кабуле, Ма-зари-Шарифе, Герате, провинции Нап-гархар), а также в Кабульском и Нан-гархарском ун-тах. На базе Кабульского пед. ин-та велась подготовка магистров, создан научно-метод. центр (1987). В 1980 открыт Центральный ин-т усовершенствования учителей.

Крупнейшие вузы (1988/89 уч. г.): Кабульский ун-т (открыт в 1946 на базе ранее созданных уч. заведений; 10 ф-тов, ок. 11 тыс. студентов); Кабульский по-литехн. ин-т (построен при содействии СССР в 1967; 5 ф-тов, ок. 2 тыс. студентов); Нангархарский ун-т в Джелалабаде (осн. в 1962, официально работает с 1978; 3 ф-та, ок. 1,5 тыс. студентов); Кабульский мед. ин-т (3 ф-та, ок. 1,2 тыс. студентов); Кабульский пед. ин-т (осн. в 1985 на базе Пед. академии; 4 ф-та, св. 1,2 тыс. студентов). 8 1988/89 уч. г. в вузах А. обучалось 17,4 тыс., за рубежом- св. 43 тыс. студентов.

В период обществ.-полит. кризиса кон. 80-х — нач. 90-х гг. нар. образование А. оказалось фактически парализованным. Переход власти в руки исламского пр-ва (1992) даёт начало новому этапу реформ образоват. системы страны.

Лит.: Демокр. Республика Афганистан, М., 1981, с. 124—27; Георги ян Э. А., Образование в Демокр. Республике Афганистан, ССО, 1983, № 1, с. 43—44; Афганистан: борьба и созидание, М., 1984; Б с л о-зерцев Е. П., Нар. образование в Республике Афганистан, М., 1988; Achievements ofthe April Revolution in Afghanistan, Kabul, 1984.

 

Просмотров: 998
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • Времена года
  • Кризис первого года
  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
  • Личностно ориентированное образование, реализованное на базе средств ИКТ
  • Личностно ориентированное обучение, реализованное на базе средств ИКТ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Солипсизм первого года жизни
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • Фобия школы
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ ПРОРОКОВ
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • государственный образовательный стандарт высшей школы
  • дидактика высшей школы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь