|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.
Языковые функции- "различные стороны речевого сообщения, понимаемые как реализация разных возможностей или свойств речевого акта, актуализирующего потенциальные свойства соответствующих средств языка".[33] Выделяют следующие языковые функции[34]: 1) коммуникативная функция - обеспечивает передачу информации в процессе общения; 2) мыслительная (когнитивная) -обеспечивает формирование и формулирование мыслей; 3) познавательная (аккумулятивная, накопительная) - служит передаче знаний посредством оперирования понятиями; 4) номинативная (назывная) - нужна для закрепления знания в слове; 5) регулятивная - обеспечивает воздействие говорящего на адресата, выражает просьбу, приказ, предостережение, запрет, совет, убеждение, и др.; 6) фатическая (контактоустанавливающая) - функция установления контакта со слушателем (собеседником); 7) этническая функция - помогает национальному самоотождествлению и формированию национального самосознания; 8) эстетическая - служит направлению внимания на форму сообщения, превращает текст в произведение искусства; 9) эмоционально-экспрессивная - позволяет выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания; 10) магическая (заклинательная) функция - реализуется при исполнении ритуальных видов текстов, активизирует бессознательные процессы. Выделяют также следующие языковые функции: репрезентативную - "определяющую речевой акт в его отношении к референту, или предмету мысли; обеспечивающую ориентированность высказывания на предмет ( а не на участников речевого акта) ";[35] манифестативную - обеспечивающую отношение сообщения к говорящему и слушающему; метаязыковую - позволяющую говорить о самом языке. Различные теории языка создают разный иерархический перечень языковых функций. Структуралист Р. Якобсон, изучая взаимоотношения языка и "бессознательного", подчеркивает, что "сознательные процессы далеко не исчерпывают всего содержания психики, и кроме этих процессов в человеке совершается нечто иное, что собственно протекает вне сознания и тем не менее оказывает решающее влияние на всё содержание психической жизни. Такова установка". Теория установки грузинской психологической школы считает "сознательные и бессознательные переживания соподчиненными и в равной мере необходимыми" в той системе, которой является язык.[36] "Опираясь на общую модель акта коммуникации, Р.Якобсон намечает шесть основных функций языка в зависимости от принятой установки, что позволяет определить и место поэтического языка: 1) установка на отправителя-адресанта ( в частности, передача его эмоций), которой отвечает эмотивная функция; 2) установка на адресата (стремление вызвать у него определенное состояние), отвечающая конативной функции [конатив - усиление]; 3) установка на сообщение (установка на его форму) - поэтическая функция; 4) установка на систему языка - метаязыковая функция; 5) установка на действительность -референтивная, иначе денотативная или когнитивная, функция; 6) установка на контакт - фатическая функция".[37] Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|