|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (ИЕРАРХИЯ)простейшая и вместе с тем фундаментальная форма выражения единства, центральный принцип организации языка, обусловленный законом инкорпорирования: включение одного компонента текста в другой с неизбежностью приводит к иерархии, выражающей единство текста. Специфику подчинения в языке следует ридеть в двойной направленности этой связи. Она заключается в том, что один и тот же компонент является подчиненным в одном отношении и подчиняющим в другом. Обычно двойное подчинение усматривают только в отношении главных членов предложения, выделяя на этом основании особый вид подчинительной связи — координацию. Но в предложении и тексте любая подчинительная связь является двойственной. Компоненты текста, выражающие признак, логически подчиняются компонентам, выражающим тот объект, которому в процессе предикации приписывается этот признак. Но именно признак есть та информация, на базе которой формируется новое предложение. Поэтому компоненты, выражающие объект, извлекаясь из предшествующего предложения, подчиняются тем компонентам, которые выражают признак объекта в формирующемся предложении. Таким образом, пользуясь традиционной терминологией, можно сказать, что подлежащее (его состав в целом) логически господствует над сказуемым (его составом), но функционально ему подчиняется. Определительные отношения отражают ту же двойственность подчинения: в определительном словосочетании существительное логически подчиняет себе прилагательное, но функционально зависит от него. Дополнение логически зависит от глагола-сказуемого (ср.: стирать (что?) белье, рубашку; мечтать (о чем?) об отдыхе, славе и т. д., где традиционные вопросы «входят» в глаголы, занимая в их семантической структуре соответствующее место), но оно и господствует над глаголом, так как представляет собой информационный центр предложения. Глагол же отражает лишь «состояние» того предмета, который выражен существительным — белье, которое стирается; отдых, о котором мечтают, и т. п. Обстоятельство-детерминант (как и любой другой детерминант) также и зависит (логически) от сказуемого или предложения в целом, и не зависит, господствует над ним (функционально). Подобная закономерность характеризует и любое предложение в тексте. Последнее логически зависит от предшествующего предложения, так как уточняет, разъясняет, конкретизирует его содержание. Но вместе с тем, будучи носителем новой информации, оно лишь отталкивается от предшествующего предложения, подчиняет его себе. Лит.: Мещеряков В. Н. Предикативен ли текст? // Филологические науки. — 1995. — № 2. См. лит. к статье Актуальное членение предложения. В. Н. Мещеряков Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|