|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.
ДИСКУССИОННАЯ РЕЧЬ(от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) публичной речи, которая возникает во время спора, диспута, полемики, дискуссии, когда сталкиваются противоположные или разнообразные точки зрения. Понятие Д. р. впервые появилось в отечественной лингвистике в 20-х гг. XX в. и имело другое терминологическое обозначение: «полемическая речь» (см. работы К. Сюннерберга). В 60—70-е гг. активно исследуется синтаксический строй языка научных дискуссий (см. работы Л.В. Славгородской). Коммуникативный подход к языку, наметившийся в начале XX в., развившийся в 60—70-е гг., позволил выявить ряд важных особенностей Д. р. как разновидности устной публичной речи. На языковую организацию Д.р. оказывают влияние следующие факторы: степень официальности; степень подготовленности; умение вести дискуссию; умение строить аргументацию; симметричность/несимметричность партнеров коммуникации. В зависимости от сферы общения основу Д. р. составляет научная или публицистическая речь. В устной форме Д. р. переплетены две разновидности русского литературного языка — кодифицированного (КЛЯ) и разговорного (РЯ). Это переплетение придает Д. р. неповторимое стилистическое своеобразие и богатство. Д. р. представляет собой сплав монологической и диалогической речи. Для Д. р. характерно реплицирование (как и в обычном диалоге). Однако механизм взаимодействия реплик обусловлен задачами аргументации, коммуникативными намерениями участников дискуссии. Размер дискуссионного выступления намного превосходит реплику обычного диалога (особенно в научной дискуссии). Для Д. р. характерно наличие своеобразных средств выражения логической связи не только внутри микротекстов, но и между отдельными текстами участников дискуссии, а также всего дискуссионного текста в целом. Для синтаксиса монологических высказываний в Д. р. характерны уступительные и причинно-следственные отношения. Уступительные отношения в Д. р. возникают, как правило, не в силу объективной логики самих высказанных положений, а в силу субъективной оценки их участниками дискуссии. Модальные слова (как средство логической связи) в Д. р. обладают иной семантикой, которая отражает уступительные отношения в текстах участников дискуссии. (Например, слова конечно, само собой разумеется, безусловно и др. не просто подтверждают ту или иную мысль, а являются лишь предисловием к новому высказыванию, которое несет новую информацию). Глубокие исследования Д. р. в современном русском языке начались сравнительно недавно. Лит.: Славгородская Л.В. Некоторые синтаксические особенности языка научной дискуссии // Особенности стиля языка научного изложения.— М., 1976. — С. 116—125; Сюннерберг К. О формах речевой коммуникации // Литература и язык. — ИЛЯЗВ, 1928. — Т. 3. Н. И. Махновская Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|