|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
МЕТОД ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ- метод групповой работы по решению проблем, к-рый, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных т. зр. по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М.г.д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации. Теоретич. источником М.г.д. являются работы К. Левина. Исследования, проведенные под его руководством, показали, что групповая дискуссия способствует формированию более определенных мнений по проблеме, чем, напр., лекция, слушатели к-рой занимают, как правило, нейтральную позицию по отношению к содержанию проблемы. Мнения эти в ходе дискуссии объединяются вокруг наиболее крайних т. зр. (феномен "групповой поляризации"). Взаимная критика, необходимость обосновывать и отстаивать свое мнение способствуют более тщательной проработке как позитивных, так и негативных сторон каждого предлагаемого варианта решения. М.г.д. строится на идее группового взаимодействия и эффективной, оперативной обратной связи. Существует целый ряд форм организации групповой дискуссии. Наиболее известные из них - "мозговой штурм" (А. Осборн, 1949) и "синектика" (У. Гордон, 1961). "Мозговой штурм" - это метод активизации творческого мышления в группе. Для этого используются приемы снижения критичности и самокритичности у людей, раоотающих над решением творч. задачи, что ооеспечивается как прямой инструкцией, дающей установку на свободное от оценок и самооценок выражение творч. идей, так и созданием специальных условий работы в группе: запрет на критику предложений по решению проблем, поощрение комбинирования и развития идей друг друга и т. п. Ведущий группы предлагает проблему для обсуждения. Участники "мозгового штурма" должны предложить как можно больше вариантов решений за определенный, достаточно краткий период времени (от 15-20 мин. до нескольких часов). Ведущий задает вопросы на понимание высказываний, поощряет неожиданные ассоциации, необычные и даже фантастич. варианты решений. В ходе дискуссии преодолеваются мыслительные стереотипы, устраняются субординационные и др. соц. границы и запреты, к-рые участники сами ставят перед собой в процессе обычной работы над задачей. Группа должна быть как можно более разнородной по составу (участники имеют самую разнообразную профессиональную и соц. принадлежность), что позволяет получить необычные ассоциации, неожиданное развитие деталей того или иного варианта решения. После этапа конструктивной работы по выработке предложений начинается дискуссия для объединения и развития предложенных идей. Нередко участники "мозгового штурма" делятся на две подгруппы: "генераторов идей" и "критиков", работающих отдельно друг от друга над материалами, последовательно переходящими от одной группы к другой. Начинают "генераторы идей", затем "критики" обсуждают рез-ты их работы и возвращают их после соответствующей проработки и т. д. "Синектическая группа" - более или менее постоянная творч. группа людей разных специальностей, задачей к-рых является поиск небольшого числа оригинальных идей и их детальное рассмотрение. Большую роль играет использование различн. аналогий: прямых, личных (постановка себя на место обсуждаемого предмета), символических (отождествление характеристик одного предмета с характеристиками др.), фантастических. При этом допускается игнорирование известных положений и даже физич. законов. "Синектика" является эффективным способом стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем. Разрабатываются новые формы групповой дискуссии, напр. ИПИД - "индуцирование психоинтеллектуальной деятельности" (Ч. М. Гаджиев), проблемные совещания и др. Эти формы дискуссии обеспечивают структурирование не содержания проблемы (как в "мозговом штурме" и "синектике"), а самой групповой деятельности в ходе дискуссии. При этом обсуждается не столько информация, сколько все т. зр. по проблеме. Цель такой работы - продуцирование дискуссии с заинтересованными в решении данной проблемы людьми и обеспечение согласования линий их поведения в организации, основанного на предварительно достигнутом консенсусе (П. Чекланд). С членами группы проводится интервью до начала групповой работы. На основе полученных материалов предлагаются темы для обсуждения в группе. Группа ранжирует их по степени важности, изучает динамику проблем, начинает работать над их решением. Специально отводится время не только для критики решений, но и для рефлексии-анализа деятельности группы по решению проблем, а также для освоения методов решения проблем, планирования и постановки целей, техники разрешения конфликтов и т. п. - при возникновении в группе соответствующей потребности. М.г.д. используется как самостоятельный метод решения проблем, разработки и подготовки к внедрению к.-л. новшества, а также включается в процесс управленческого консультирования, используется при проведении различн. рода игр - организационно-деятельностных, проектных, инновационных, практич., деловых и др., используется в работе реальных творч. групп (целевых, временных, изобретательских и т. п.). Лит.: Гаджиев Ч.М. Социально-психологические проблемы коллективного творчества. Баку, 1982; Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985; Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986; Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988; Osborn A. Your creative power. N.Y., 1949; Gordon W. Synectics. N.Y., 1962; Checkland P. System thinking, system practice. Chichester, N.Y. 1981. E.M. Усенко
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|