|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ВНИМАНИЕ— направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика деятельности, её необходимая сторона. Объектом В. могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|