ВНИМАНИЕ

— направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика деятельности, её необходимая сторона. Объектом В. могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением. К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Просмотров: 1088
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Анализ деятельности
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Вид деятельности
  • Вид профессиональной деятельности
  • МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Ориентировочная основа деятельности
  • Ориентировочная основа деятельности (ООД)
  • Ориентировочная основа деятельности (ООД)
  • ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Предварительное предоставление правдивой информации о предстоящей деятельности (ознакомление с реальными должностными обязанностями)
  • Программа деятельности
  • Профессионализм деятельности
  • РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТИП ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь