УЧИТЕЛЬ

— педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования. Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая предрасположенность личности. Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе. Самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми. В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик У. входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные; профессиональная работоспособность. Для высокого уровня развития профессионального самосознания У. характерны: преобладание в иерархической структуре его характеристик ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отражённым в качестве значимого её субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие) и пр. Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции У., который из традиционного "педагога-предметника" всё более превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика. Школа выступает сферой духовного производства, результат которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека. У. должен постоянно обогащаться тем новым, что даёт современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-создателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога - экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя; ему по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы. Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося У. Формирование такого У. - задача педагогического образования. При массовом характере учительской профессии государство и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной профессиональной реализации. От успешности педагогической деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счёте, судьба мировой цивилизации. Исходя из фундаментального права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Уставе ООН и других международных нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966) Рекомендацию о положении учителей (опубликована в России в начале 90-х гг.), охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и пр.

Просмотров: 1183
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • ВЛАСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности
  • ГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
  • ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Методика педагогической деятельности
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОАНАЛИЗ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Права женщин в системе прав человека
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Средства педагогической деятельности
  • Средства педагогической деятельности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь