Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СХОЛАСТИКА



СХОЛАСТИКА

(лат. scholastica - школьный, учёный)— религиозная философия, в широком смысле - особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования, господствовавший в Западной Европе в 11-15 вв. Центральная проблема С. - отношение веры и разума. Схоластический рационализм предполагал разграничение двух истин: веры, являвшей собой Божественное откровение, и естественного, человеческого знания, обретаемого через комплекс логических операций. Высшее теологическое нормативное значение для С. имела Библия с комментариями отцов Церкви, а философское - сочинения Аристотеля и отчасти Платона. Наиболее характерный жанр произведений С. - энциклопедический свод знания - сумма (summa). Основы С. сформулированы Боэцием, предложившим неоднозначное толкование проблемы универсалий - общих понятий, спор о которых через несколько веков определил направления развития средневековой С. В борьбе вокруг проблемы универсалий сложились 3 осн. течения С.: реализм, номинализм и концептуализм. Сторонники реализма утверждали, что общие понятия существуют извечно, пребывая в божественном разуме; соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Номиналисты полагали, что общие понятия извлекаются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. Концептуалисты рассматривали общие понятия как нечто, существующее в вещах, но имеющее идеальный характер. Расцвет С. относится к концу 12- 13 вв. Фома Аквинский осуществил всеохватывающий синтез учения Аристотеля и католического богословия. Он пытался примирить веру и знание, догму и "науку", метафизическое и реальное, отдавая предпочтение божественному интеллекту, обладающему высшей истиной, всей полнотой знания. В эпоху Возрождения С. перестала играть заметную роль в интеллектуальной жизни, стала предметом осуждения со стороны прогрессивных мыслителей. В эпоху Просвещения С. была осуждена как "мёртвое", бесплодное учение. К этому времени слово "С." стало синонимом бессмысленных, не имеющих отношения к реальности словопрений. Исторически С. сыграла значительную роль в развитии философского мышления, логики, осуществления культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени, в обогащении комплекса интеллектуальных навыков и специальной научной лексики, предвосхитила современную постановку ряда формально-логических проблем. С. стимулировала повышение статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Схоластическая педагогика основывалась на тщательно разработанной этике, предполагавшей реализацию человека как мыслящего существа в его отношении к Богу, мирозданию и обществу. "Жить по мудрости" - идеал схоластической педагогики. Схоласты предложили и разработали систему норм человеческого поведения, содействовали утверждению авторитета образования, развитию формально-логических аспектов обучения, внедрению в практику принципа распределения учебного материала в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчёркивали необходимость начинать образование как можно раньше и стремились сделать знание энциклопедическим, вооружить учащихся методами логических доказательств, создав своеобразный сплав теологии, метафизики и дедуктивной логики.

Просмотров: 2148
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • ДЕДУКТИВНОЙ и ИНДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ СИСТЕМЫ
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
  • ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ
  • Общие понятия о памяти
  • Общие понятия о чувственном процессе
  • Общие системы
  • Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор
  • Оценка состояния философского знания на Руси
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Проблема универсалий в средневековой философии
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Спор о природе универсалий
  • Схоластика и идеал знания
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь