Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ПРАГМАТИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА



ПРАГМАТИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА

(лат. pragmatismus - дело, действие) педагогическое течение, возникшее в США в конце 19 - начале 20 вв. Известно также под названием "прогрессивизм" (или "прогрессивное воспитание"), "инструментализм", "экспериментализм". Наиболее общие методологи- ческие предпосылки П.п. содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. Окончательное её оформление связано с именем Д. Дьюи и его последователей. П.п. представляла собой программу радикальной реформы традиционной школы на основе сближения школы с жизнью, использования в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребёнка. Одним из исходных для педагогических построений прагматизма положений является представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно которому человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней. Природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребёнку закономерности его развития, - прежде всего через учёт движущих им интересов и потребностей (Дьюи). Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности, а школа в качестве "общества в миниатюре", воспроизводя те или иные политические, экономические и технологические процессы, должна облегчать социализацию детей. Сущность воспитания, т.о., состоит в постоянном преобразовании, "реконструкции" расширяющегося личного опыта ребёнка. Гл. цель воспитания - способствовать "самореализации" личности в русле удовлетворения её прагматических интересов. Важнейший путь реализации своих установок в области содержания школьного образования П.п. в 20-30-х гг. 20 в. усматривала во внедрении метода проектов, разработанного У.Х. Килпатриком. Сторонники прагматистских концепций 60-80-х гг., отстаивая принцип "обучения посредством деятельности", дают ему новую трактовку. Они рассматривают деятельность ученика не в узком смысле, как преимущественно физический труд, а более широко, как любой вид созидательной работы, если ученик выступает её активным участником. Американские педагоги-неопрагматисты, исследуя вопрос о содержании обучения в общеобразовательной школе, на первое место ставят критерий релевантности, соответствия содержания образования интересам и потребностям ребёнка. При этом школа не должна уходить от обсуждения наиболее острых проблем, стоящих перед обществом. Неопрагматисты универсальное значение придают идее комплексности в содержании образования, противопоставляя её предметному принципу. На практике это привело к созданию различных вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из различных учебных предметов на фрагментарной основе вокруг к.-л. стержневой темы, которая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий. В П.п. США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения - собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское ("социал-реконструктивистское"). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно преобразить общество. В Великобритании П.п. получила распространение в 20-х гг. в основном в начальных школах. Английские педагоги "обучение посредством деятельности" истолковали как использование активных методов работы в сочетании с другими методами обучения; считали, что учёт интересов и потребностей ребёнка при составлении учебного курса начальной школы не должен препятствовать овладению определённым объёмом знаний. В начале 80-х гг. в США и в ряде других стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики. Большую роль в популяризации П.п. сыграла "Ассоциация прогрессивного воспитания" (1919-57). Против идей П.п. выступили в 30-х гг. У. Бэгли и группа "эссенциалистов", считавших, что учащиеся должны в первую очередь прочно овладеть основами научных знаний. Однако в то время эти протесты не были поддержаны. Влияние П.п. по-прежнему значительно в гуманистической педагогике, а также в концепциях неопрагматистского толка - "воспитание для выживания", "общинное воспитание" и др.

Просмотров: 910
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • ГРУППА ИНТЕРЕСОВ
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • Группа интересов
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • ИНТЕРЕСОВ ПАРТИКУЛЯРИЗМ
  • Индивидуализация воспитания и обучения
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • ОПРОСНИКИ ИНТЕРЕСОВ
  • Общность интересов
  • ПОЛЯРИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Переговоры на основе взаимного учета интересов
  • Персонализация воспитания (и обучения)
  • Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • Средства обучения и воспитания
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ)
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь