ПОЗНАНИЕ

— творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного П. (познаваемости мира) является центральной темой гносеологии, или эпистемологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях её достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (Средние века), "знания и незнания" (Новое время). Для классической философии процесс П. - это созерцание. П. при этом интерпретируется в двух осн. ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную мысль. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент практики, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. Аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, рассматривающих П. как научный анализ знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логический и семиотический инварианты, но не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его осн. формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Особым видом П. выступает П. самого себя, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия.

Просмотров: 861
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • Деградация субъекта
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Имидж субъекта общения
  • КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • ОПЕРАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАГИРУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  • Обязанности субъекта труда
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Рациональное (логическое) познание
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СУБЪЕКТА ДЕКОНСТРУКЦИЯ
  • СУБЪЕКТА-ОБЪЕКТА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • Состояния сомневающегося и несомневающегося субъекта
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Человеческое познание и аффекты в философии Спинозы
  • Экспериментальный план изучения одного субъекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь