ПОНЯТИЕ

— форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объём. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объём П. - множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объёма П. классифицируются на единичные, собирательные и общие. В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат. В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут "книжными", формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

Просмотров: 1105
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
  • Американское просвещение: Представления о процессе познания
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • ДИСЛЕКСИЯ, НАБЛЮДАЮЩАЯСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ (МКБ 315.0)
  • Изменения в процессе труда
  • Класс предметов
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Непонимание в процессе общения
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Общение в процессе воспитания
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Общие понятия о чувственном процессе
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РЕФЛЕКСИЯ (В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ)
  • Речь судебная в гражданском процессе
  • СЛУЧАЙНОСТЬ в историческом процессе
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Фрустрация в процессе общения
  • ЦИКЛ ПРЕДМЕТОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь