Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ПЕДОЛОГИЯ(от греч. pais, paidos - дитя и logos - учение, наука; буквально - наука о детях) направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребёнка. Термин предложен в 1893 американским психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. На принципе знания психологических и физиологических закономерностей детского развития основывались педагогические системы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка. В русской педагогике этот принцип получил обоснование в трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Однако планомерное научное изучение детства началось лишь во 2-й половине 19 в. Изучение ребёнка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи гл. внимание обращали на психофизиологические закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие всех функций организма, и разработка средств, препятствующих отклонению ребёнка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психических функций. Социологи и юристы изучали причины отклонений в общественном поведении детей, специфику детских правонарушений. Предметом специального изучения стали дети с нарушениями в психофизическом развитии. В педагогике разрабатывались как теоретические основы учебно-воспитательного процесса, так и способы практического использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения. В конце 19 - начале 20 вв. был накоплен богатый фактический материал о детском развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизической организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого; о скачкообразном характере детского развития, определяющем своеобразие отдельных возрастных периодов; о тесной зависимости психического и физического развития. Теоретическое осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребёнке на различных стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина "П." для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребёнке. Однако наряду с ним употреблялись как равнозначные термины "психология детства", "педагогическая психология", "экспериментальная педагогика" и др. В России проблемами детского развития занимались И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др. В С.-Петербурге (1907) В.М. Бехтеревым был создан Педологический институт, осн. журнал "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии". Организаторами исследований по изучению детского развития стали А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др. П. была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской революции развилась сеть педологических учреждений, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал "Педология" (1928-32). Характеристику особенностей детей различных возрастных периодов дали Е.А. Аркин, И.А. Арямов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н.И. Красно- горский), при изучении познавательных интересов у ребёнка и т.д. Предпринимались попытки теоретического осмысления полученных данных в целях разработки общей теории детского развития (М.Я. Басов, Блонский, Выготский, А.Б. Залкинд и др.). Распространение П. в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о её предмете, задачах и методах. В 20-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрёл метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза и прогноза. Характеризуя положение с всесторонним изучением ребёнка, Блонский в 1934 отмечал, что "педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику" ("Педагогическое образование", 1934, № 6, ). Мн. работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Несмотря на то, что П. была готова к решению осн. теоретических проблем и переходу к широкому практическому внедрению своих результатов, партийные и советские органы запретили П. как науку и практику и потребовали от неё "саморазоблачения". 4 июля 1936 ЦК ВКП (б) принял постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Понятие "П." получило одиозный смысл. Были прекращены все исследования, носившие название педологических, труды педологов были изъяты из употребления. Исследователи стали, как правило, руководствоваться ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребёнка. Педагогика стала на долгие десятилетия "бездетной". Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология превратились в значительной мере обособленные друг от друга отрасли знания. Интерес к проблемам П. вновь возник в 90-е гг. См. также Педагогика экспериментальная Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|