ДОЛГ

— этическое понятие, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивность морали. Действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями. Русское слово "Д." имеет ещё второй смысл (то, что взято взаймы). Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. В книге "Об обязанностях" Цицерон трансформировал стоическое учение о Д. таким образом, что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделял обязанности на "совершенные", которые может достичь только мудрец, и "обыкновенные", или "средние", которые касаются всех людей. Фома Аквинский обосновывал Д., исходя из необходимо заданной цели - Бога, божественного устройства мира. Все действия, направленные на её достижение, также становятся необходимыми, т.е. обязанностями, Д. Согласно противоположной точке зрения (Августин, Дунс Скот, Оккам), источником норм и обязанностей является ничем не скованная воля Бога. Новой попыткой синтеза этих аспектов в рамках новоевропейской теории естественного права стала версия Д., согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, зафиксированным в соглашении. В своей этике (принято называть её этикой Д.) Кант связывал с понятием Д. специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является Д. Нравственный закон является абсолютно необходимым, всеобщим и общезначимым. Он был бы единственным основанием разумной воли, если бы речь шла о совершенном разумном существе. Однако человек несовершенен, ибо на его волю помимо разума воздействуют склонности, и для него нравственный закон выступает в форме безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон обретает действенность, является Д. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; Д. и категорический императив - по сути дела одно и то же. Д. принимает в расчёт только способность максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чём говорит первая формулировка категорического императива. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Вторая формулировка категорического императива вменяет в Д. относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Третья - рассматривает нравственный закон как автономию воли. Д. есть моральный закон, явленный как человеческий мотив. Механизм Д. - уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Понятие "уважение", присоединённое к двум другим понятиям: "необходимость поступка" и "закон" даёт определение Д. - это "необходимость поступка из уважения к закону". В современной философии ценностный статус Д. снижен, Д. смещается на периферию моральной жизни.

Просмотров: 744
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • »ЗАКОН»
  • ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
  • Второй закон термодинамики
  • Естественный нравственный закон
  • ЗАКОН
  • ЗАКОН
  • ЗАКОН
  • ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
  • ЗАКОН ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (железный закон заработной платы)
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • ЗАКОН СЭЯ
  • Закон
  • Закон (LAW)
  • Закон Менделя второй
  • Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)
  • Закон качественных изменений ( закон перехода количественных изменений в качественные) в
  • Закон о СМИ
  • Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)
  • Закон свободы воли
  • ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ (ИЛИ ВЫСШИЙ ЗАКОН МУДРОСТИ)
  • Моральный закон
  • Моральный закон во мне
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН (моральный закон)
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • Нравственный императив
  • Ньютонов закон тяготения (всемирного тяготения закон)
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • закон оптимума мотивации (закон Йеркса-Додсона)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь