|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ДОЛГ— этическое понятие, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивность морали. Действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями. Русское слово "Д." имеет ещё второй смысл (то, что взято взаймы). Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. В книге "Об обязанностях" Цицерон трансформировал стоическое учение о Д. таким образом, что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделял обязанности на "совершенные", которые может достичь только мудрец, и "обыкновенные", или "средние", которые касаются всех людей. Фома Аквинский обосновывал Д., исходя из необходимо заданной цели - Бога, божественного устройства мира. Все действия, направленные на её достижение, также становятся необходимыми, т.е. обязанностями, Д. Согласно противоположной точке зрения (Августин, Дунс Скот, Оккам), источником норм и обязанностей является ничем не скованная воля Бога. Новой попыткой синтеза этих аспектов в рамках новоевропейской теории естественного права стала версия Д., согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, зафиксированным в соглашении. В своей этике (принято называть её этикой Д.) Кант связывал с понятием Д. специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой, благодаря которой он приобретает действенность, является Д. Нравственный закон является абсолютно необходимым, всеобщим и общезначимым. Он был бы единственным основанием разумной воли, если бы речь шла о совершенном разумном существе. Однако человек несовершенен, ибо на его волю помимо разума воздействуют склонности, и для него нравственный закон выступает в форме безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон обретает действенность, является Д. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; Д. и категорический императив - по сути дела одно и то же. Д. принимает в расчёт только способность максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чём говорит первая формулировка категорического императива. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Вторая формулировка категорического императива вменяет в Д. относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Третья - рассматривает нравственный закон как автономию воли. Д. есть моральный закон, явленный как человеческий мотив. Механизм Д. - уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Понятие "уважение", присоединённое к двум другим понятиям: "необходимость поступка" и "закон" даёт определение Д. - это "необходимость поступка из уважения к закону". В современной философии ценностный статус Д. снижен, Д. смещается на периферию моральной жизни. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|