Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ



ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

— широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находится человек. Ч. отвечает на вопросы о том, что такое человек (в чём его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чём смысл его существования (см.Смысл жизни), каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Т.е. под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Знания о человеке могут быть научные, философские, религиозные, фольклорные, мифологические, художественные, житейские и "паранаучные" (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Первым шагом человека в познании себя было создание мифов. Самыми распространёнными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека. Данные археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики подтверждают наличие уже у первобытного человека сложной системы верований, обычаев и обрядов, в основе которых лежит идея о соединении в человеке двух различных начал - души и тела. Человек является одним из важнейших объектов религиозных учений. Для мн. поколений верующих иудеев и христиан Библия служила практически единственным руководством по Ч. В систематическом и истолкованном виде эти же знания представлены в религиозной (теологической) антропологии. Вопросы нравственного совершенствования человека присутствуют в самых разных религиозных системах (индуизм, буддизм, христианство и др.). Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика; см. Аскетизм). Человек во всём многообразии его деятельности занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном. Различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения обобщает педагогическая антропология. Интерес к человеку обнаруживается уже в древнегреческой философии. Однако первым наиболее ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения И. Кант. В его "Антропологии с прагматической точки зрения" (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим гл. предметом познания и приложения знания и навыков. Немецкий философ-идеалист М. Шелер (1874-1928) основал направление философской антропологии. Её представители стремились соединить собственную философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К гуманитарным наукам традиционно относят науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: филология, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология и др. Достаточно сложно проводить границу между науками о человеке и обществе. Оба направления научного знания объединяются термином "социальные науки". В социальные науки также включают демографию, криминологию, географию и др. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-е гг. выступил Б.Г. Ананьев, который призывал к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, отводя центральное место психологии. Другой подход к интеграции научного Ч. разрабатывался Г.П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится по отношению не к массивам знания, создаваемым каждой наукой, а к трём "полярным представлениям" человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. См. также Аскетизм,Смысл жизни

Просмотров: 628
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Естественные права человека
  • Здоровый образ жизни человека
  • М.Фуко: От археологии медицины и гуманитарных наук к археологии знания
  • НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
  • НАУКИ о человеке
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Назначение человека
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные события в жизни человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Продолжительность жизни человека
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • Сущность человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь