|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
АВТОРСКАЯ ШКОЛА— феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие А.ш. связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992). Концепции и практика А.ш. обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты А.ш. мн. специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей А.ш. выступают как учёные, так и практики. А.ш. известны, как правило, по именам их создателей - "школа В.А. Караковского", "школа Е.А. Ямбурга" или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: "школа диалога культур" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), "школа развивающего обучения" (В.В. Давыдов), "школа самоопределения" (А.Н. Тубельский) и др. Термин "А.ш." часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий ("школа А.С. Макаренко", "школа В.А. Сухомлинского" и др.). — экспериментальное учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. ) — учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей. (Педагогика: Учебник. Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) — экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 1980-х годов. Авторским по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др. (Образование: Словарь-справочник / Авт.-сост. А.Л. Кураков. - М., 2004. ) См. также Экспериментальные школы Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|