Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с.
Воспитание семьянинаКак уже отмечалось, в коллективное бессознательное заложены цели существования человека на земле. Эти цели свойственны всем людям вне зависимости от расы и пола. К таким целям можно отнести продолжение себя через создание подобного себе. Это подтверждают наши исследования. Испытуемым в возрасте от 25 до 55 лет предлагалось выполнить следующее упражнение. Требовалось обвести пять пальцев своей руки и вписать в каждый палец наиболее важное событие, которое очень сильно повлияло на его жизнь. Каждый испытуемый отдельно (но в группе) выполняет это задание. Исследование показало, что наиболее значительные события в жизни зрелого человека — это рождение ребенка и замужество (женитьба). Далее эта цель, в зависимости от пола преломляется через конкретные задачи. В женщине заложены бессознательные стремления кормить других, готовить пищу, заботиться о других. Женщины получают удовольствие от того, что другие употребляют приготовленную ими пищу. Это подтверждается также тем, что чаще всего профессии, связанные с приготовлением пищи, выбирают женщины. Это могут делать и мужчины. Однако если женщиной движет бессознательное стремление кормить других, то мужчиной — добыть средства для своей семьи. Это может быть и у женщины, только это уже больше обуславливается сознанием, необходимостью добывать средства на жизнь. В коллективное бессознательное заложено стремление к физическому, психическому развитию. Внутренняя сила движет деятельностью человека. Она актуализирует себя в действиях человека, благодаря которым у человека наблюдается прирост психических и физических операций. Психическое Я человека контролирует развитие человека через деятельность. Когда действия достигают поставленных целей, то Я человека испытывает удовлетворение. Удовлетворение — это совпадение результата и цели действия. В педагогической деятельности ребенок нуждается в этой информации. Он хочет знать, достигают ли его действия результата. Если он может, то он сам оценивает степень совпадения цели и результата. Получаемое им удовольствие и является подкрепляющим фактором. В более сложной ситуации требуется такая оценка со стороны. В этом помогают взрослые, выражая это словом, предметом или действием. И здесь не всегда подкрепление пищей, предметами является универсальностью. Все это средства. Удовлетворение человека от поощрения также является средством. Целью является совпадение целей коллективного бессознательного с результатами. Это проявляется в чувстве значимости. У некоторых народов коллективное бессознательное стимулирует достижение в интеллектуальной сфере, в науке, в искусстве. Таким образом, в учебном процессе детям требуется оценка результатов их действий. Оценка тогда выполняет стимулирующую функцию, если она совпадает с целями ребенка. Успешность человека в жизни может оцениваться разными людьми по-разному. Для одних людей успех человека определяется тем, что достиг человек в карьере. Для других же основанием для оценки являются успехи человека в семье. Как карьера, так и семья имеют множественность толкований. Однако можно достаточно убежденно утверждать, что должно быть оптимальное их соотношение в зависимости от пола. Необходимо избегать крайностей. Карьеристы все силы вкладывают в карьеру и могут достигать больших высот. Однако к концу жизни может наступить разочарование, когда нет семьи, детей. Особенно это болезненно для женщин. Вот один из примеров. В 60 лет женщина, достигнув высот в науке (доктор наук, научные труды), испытывает разочарование. Семья не сложилась. Актуализации женского начала в полной степени не произошло. Известный ленинградский психолог Е. С. Кузьмин показал, что людей можно разделить на три группы. Одни люди ставят стратегические дальние цели высокого уровня. Приближаясь к ним, они делают в жизни успешную карьеру. Другие ставят средние цели и их достижения в карьере ниже, чем у первых. Третьи решают тактические задачи и в карьере они не достигают успеха. Желательно в школе формировать ценность семьи (семьянина), а карьера должна строиться не во вред семье. Школа должна рассматриваться как институт, где происходит становление человека, получающего необходимое психологическое обеспечение. Образование в школе не должно провоцировать нарушений в психике, в связи с которыми учащийся обращается за помощью в психотерапевтические институты. Школа должна превратиться в институт терапии реальностью, где учащийся получает как для тела, так и для души необходимую пищу, способствующую его физическому, психическому и духовному здоровью. Выводы Описанные в данной главе основные направления психологического обеспечения обучения, развития и воспитания ставят по-новому вопросы стандартизации в системе образования. Стандартизация эффектов обучения и воспитания в системе образования — необходимый этап в ее развитии. Стандартизация может осуществляться на следующих уровнях: знания, умения, навыки и отношения. Стандартизация знаний может проводиться по различным направлениям: запоминание, понимание и принятие. Провести стандартизацию в блоке памяти — работа относительно выполнимая. Осуществить же стандартизацию по параметру понимания несколько сложнее. На каком уровне учащиеся должны понимать учебный материал? Насколько изучаемая наука сама достигла достаточно глубокого уровня понимания изучаемого предмета? Эти и другие вопросы требуют ответа при осуществлении стандартизации в системе образования. Ответы на эти и другие вопросы получаются не всегда положительные. Еще сложнее обстоит дело с эффектами принятия. Принятие — это приближение (либо полное совпадение) позиции учащихся к позиции педагогов. Для стандартизации этих эффектов требуется выделение общепринятых суждений, ценностей, норм поведения и только после общего согласия о их истинности можно вводить их в стандарты. При этом возникают вопросы. Насколько нравственно пытаться добиваться принятия суждений, ценностей, норм поведения? Возможно ли добиваться эффектов принятия, либо это вообще неосуществимая задача? Можно ли измерять эффекты принятия? С достаточной уверенностью на поставленные вопросы можно ответить утвердительно. Эта работа не только может, но и должна быть проведена в системе образования. Однако это можно делать только приполной гарантии, что стандартизованный материал будет способствовать психическому, соматическому и духовному здоровью человека, здоровым запросам и потребностям. Однако концентрация внимания только на предметных знаниях и умениях может привести к тому, что педагогические и руководящие работники будут заниматься исключительно формированием этих образовательных эффектов. Для практической же деятельности выпускников школ этого явно недостаточно. Для эффективного выполнения жизненных задач и для полноценной актуализации жизненных планов выпускнику школы необходимо кроме предметных знаний, умений и навыков еще и оптимально развитые интеллектуальные функции. Исследования показывают, что даже у старшеклассников наблюдаются западания некоторых интеллектуальных функций. Например, учащиеся испытывают трудности при определении понятий. С этими проблемами сталкиваются и учителя. Исследования показали, что учителя при первоначальном тестировании перед интеллектуальным тренингом не справляются с определениями простых понятий. Существенные признаки выделяются с трудом даже у таких понятий, как стул. При стандартизации умений можно выделить как минимум несколько направлений: - стандартизация предметных умений, - стандартизация общеучебных умений, - стандартизация интеллектуальных умений, - стандартизация коммуникативных умений, - стандартизация умений приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям. Общеучебные умения включают в себя умения читать, понимать, запоминать, делать краткие записи прочитанного, составлять структуру прочитанного, конспектировать речь выступающего, находить интересующую информацию и т. п. Учащийся за период обучения в школе должен научиться учиться жить (не научиться жить, а именно научиться учиться жить). Интеллектуальные умения могут в себя включать: анализ, классификацию, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез и т. п. Желательно также, чтобы у учащегося было сформировано критическое мышление и креативность. Коммуникативные умения включают в себя: умение понятно излагать свои мысли, умение кратко излагать мысли, умение точно излагать мысли, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение вежливо возражать, умение слушать и т. д. Умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям предполагают большой набор конкретных целенаправленных действий. Они более эффективно могут формироваться не через книги, научные знания, а через взаимоотношения между педагогами и учащимися, через взаимоотношения между учащимися. Этому эффективно может способствовать активное социально-психологическое обучение, которое может проводиться как на общеобразовательных предметах, так и в блоке психологических дисциплин. Стандартизация приведенных эффектов возможна, если будут методики фиксации результатов. Психологическая наука располагает арсеналом диагностических методик, способных в большинстве своем фиксировать предлагаемые эффекты. Однако возникает проблема с материальными ресурсами. Необходим большой штат психологов, осуществляющих эту работу. Поскольку вопросы стандартизации вызывают много вопросов, то необходимо определить основные направления результативности работы школ. В настоящее время много учеников уходят из школы. Этому способствуют множество причин и одна из них та, что детям в школе плохо. Когда дети уходят из школы, у них остается чувство мести (Дрейкурс) как к школе, так и к окружающим. В свете этого одним из важнейших показателей работы школы должна быть степень удовлетворенности детей образовательным процессом в школе. Эта степень удовлетворенности должна быть не ниже определенного уровня, за которым уже может последовать негативизм ребенка, отказ от участия в образовательном процессе. Это не значит, что школа должна обязательно превратиться в то место, где дети только развлекаются. Уровень обучения и развития должен соответствовать определенным требованиям, но только в том случае, когда дети хотят ходить в школу и у них происходит становление самосовершенствующейся социально-успешной личности. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|