|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Дух(лат. – дуновение) – понятие многозначное. Согласно христианскому учению это третье лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой. Это и частица Бога в человеке, привнесенная в него самим Господом в момент зачатия и со смертью вместе с душой исходящая в вечность. Дух – это разумное начало в человеке, действие Духа Святого. Дух – это та нематериальная часть человека, которая связывает его земную жизнь с вечным и непреходящим миром. Дух в человеке проявляется как страх преступить Законы Божий, как поиск Бога в себе, как совесть, как некий критерий добра, как чувство добра, как воля к его деланию. Неким сокровенным чутьем человек чувствует в себе заложенные кем-то свыше мораль, этику. Он всегда, без специального обучения, знает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Дух – это моральный закон, нравственная сила, инстинктивно ощущаемая людьми в себе. Дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к высокому невидимому, от временного к вечному, от материально-предметного к Творцу и творчеству. Дух придает человеку силу, смелость, решительность, уверенность в себе. Не зря говорят: хватит ли духу сделать какое-то ответственное дело. В эзотерических учениях дух понимается как утонченная космическая энергия, составляющая часть Бытия Вселенной и Человека. Соединение духа с материей порождает живую духоматерию, дает жизнь, способную к совершенству. Дух подвижен, активен, он побуждает материю к развитию и направляет это развитие. Дух обладает свойством самоопределять человеческую деятельность, мысли и чувства, независимо от влияния среды, «изнутри». Он может самообособляться от человеческого поступка, самоотчуждаться внутри, что и порождает раздвоение личности. Дух замкнут на себе, своим предметом он имеет идеальный мир как критерий реального мира человека. Марксистско-ленинская материалистическая философия если и касалась такого явления как дух, то трактовала его лишь как функцию материи, утверждая первичность материи и вторичность сознания. Современные генетики утверждают существование в человеке внутреннего «гена социальности» как кода, программы его поведения. Дух вездесущ, неуничтожаем, всевластен и активен. Как реальность следует рассматривать «дух нации», «дух народа», равно как и «дух семьи», «дух школы», «добрый дух» или, наоборот, «злой дух», «дух зависти» и т.д. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|