ГЕЛЬБ АДЕМАР МАКСИМИЛИАН

(18.11.1887, Москва – 7.8.1936, Шемберг, Шварцвальд) — немецкий психолог. После окончания немецкой гуманитарной гимназии Петра и Павла в Москве получил философское образование в Мюнхене, в 1910 г. защитил докторскую диссертацию под руководством К. Штумпфа в Психологическом институте Берлинского университета, здесь под его же руководством работал с 1910 г. по 1912 г. внештатным ассистентом, с этого времени начались его контакты с Грацкой психологической школой. С 1912 г. по 1914 г. он — ассистент у К.Коффки в Психологическом институте Академии социальных наук во Франкфурте–на–Майне, с 1915 г. работал в военном лазарете по мозговым поражениям г. Франкфурта. В 1919 г. на естественнонаучном факультете университета Франкфурта защитил диссертацию для замещения должности доцента по проблеме нарушения цветовосприятия („Uber den Wegfallen der Wahrnehmung von Oberflachenfarben“). С 1919 г. Гельб — приват–доцент, в это время проводит исследования вместе с К. Гольдштейном по функциональной перестройке сетчатки при выпадении поля зрения, а также — амнезии на названия цветов при сохранении их различения, при которой нарушается способность к их классификации, а ориентация на них оказывается возможной лишь по эмоциональному отклику („Uber Farbennamenanamnesie“, „Psychol. Forsch.“, 1924, N 6). С 1924 г. он — экстраординарный профессор философии и психологии, с 1929 г. — содиректор (вместе с М. Вертхгеймером) Психологического института Франкфуртского университета, одновременно работал во Франкфуртском институте изучения последствий поражений мозга. С 1931 г. по 1933 г. Гельб — ординарный профессор университета Мартина Лютера в г. Галле, здесь руководил организованным им семинаром „Психология мозговых поражений“, в котором наряду со специалистами–нейропсихологами участвовали и философы (М. Хоркхаймер, Б. Тиллих, Т. Адорно), с 1930 г. по 1935 г. — один из редакторов „Psychologische Forschung". В связи с нацистским преследованием евреев был отстранен в 1933 г. от работы, подал аппеляцию, но в 1934 г. произошло обострение его болезни (туберкулез легких), не позволившее завершить дело. В 1935 г. читал только случайные гостевые лекции (г. Лунд в Швеции). По своим научным воззрениям Гельб принадлежал организмическому и гештальтпсихологическому направлению. Некоторые его философские идеи, в частности, о выделении субъекта из окружающего мира при эволюционном переходе от животного к человеку, высоко оценивались Л.С. Выготским. Особенно известны его экспериментальные исследования процессов зрительного восприятия, в частности, восприятия белизны, и так называемый „тау–феномен“ („феномен Гельба“), в соответствии с которым при неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте пространства возникает иллюзия их неодинаковой пространственной близости — близкие по времени точки кажутся близкими пространственно (1914 г.). Вместе с Р. Гранит установил, что разностный порог на фигуре больше, чем на фоне. Пытался распространить законы гештальта на нейропсихологическую сферу, интерпретируя мозговые поражения в терминах нарушения формообразования психического образа, для чего анализировал разрушения функций восприятия, речи, познавательных процессов.

Просмотров: 300
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Пшеничнов М.В. Психология и педагогика, краткий биографический справочник, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XVIII. СОЦИОЛОГИЯ И ПОТОЛОГИЯ
  • ВОСПРИЯТИЯ, ВРЕМЯ
  • Восприятие времени нарушения
  • ГЕЛЬБ
  • ГОЛАНТ-ШМАРЬЯНА СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • Гипотеза функциональной асимметрии мозга (ФАМ) (гипотеза латерализации психических процессов)
  • Гнозис зрительного восприятия
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • Двигательная теория восприятия речи
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Исследование общения в Психологическом институте РАО
  • Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени
  • МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА
  • Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская
  • НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (нарушения функций опорно-двигательного аппарата)
  • НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени М.В. Ломоносова в Москве
  • Нарушения восприятия
  • Нарушения восприятия времени
  • Нарушения восприятия пространства
  • ОНТОГЕНЕЗ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • Олицетворённого восприятия феномен
  • Пространство, нарушения восприятия
  • Система зрительного восприятия движения «глаз—голова»
  • Система зрительного восприятия движения «изображение-сетчатка»
  • Способность восприятия, познавательная способность
  • Субъективизм восприятия речи
  • доцент, профессор:



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь