АФФЕРЕНТНАЯ (АРТИКУЛЯТОРНАЯ) МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

При афферентной моторной афазии нарушения устной и письменной речи обусловлены кинестетической апраксией - распадом артикуляторных кодов (укладов), которые приводят к системному дефекту на артикуляторном, лексическом и синтаксическом уровнях.

Можно выделить следующие компоненты артикуляторной апраксии:

1. Распад артикуляторного кода, т.е. специальной памяти, в которой хранятся ком плексы движений, необходимых для произнесения фонем. Такие нарушения характер ны для грубой степени выраженности афа зии, при которой отсутствуют все виды экспрессивной речи при относительно со хранном понимании обращенной речи и чте ния про себя.

2. Нарушение способности оценить, фо нологически квалифицировать произносимые звуки, причем в од них случаях сильнее страдает квалификация отдельных звуков, в других - выделение этого звука из комплекса. Клинически это проявляется грубыми искажениями и деформацией артикулем, не стойкостью артикуляций во всех видах экспрессивной речи (ситуа тивной, диалогической, автоматизированной, отраженной, номи нативной).

Сохранность чтения вслух соответствует уровню сохранности устной речи. Чтение про себя может сохраниться лучше, тогда как письмо может оставаться грубо дефектным даже у больных, устная речь которых в значительной степени восстановилась.

3. Третьим компонентом артикуляторной апраксии является затруднение в оперировании уже восстановленными речевыми навыками и использовании их для коммуникации. Этот компонент проявляется различием выраженности нарушений намеренной и ненамеренной речи, зависимостью устной речи, чтения и письма от контекста, трудностью согласования речи и действий. Затруднения в произвольном использовании уже имеющегося двигательного стереотипа могут быть выражены неравномерно: в одних случаях произношение легко достигается при повторении, в других - в диалоге, при назывании или при чтении вслух. Кинестетическая апрак-сия чаще сопровождается нарушением символического орального праксиса, чем простого орального - дискоординацией несимволических движений губ и языка, выполняемых по словесному приказу или подражанию.

Одним из постоянно присутствующих симптомов в клинической картине афферентной моторной афазии является нарушение слу хоречевой памяти, не исчезающее в период восстановления речи. В основе этого нарушения также лежит кинестетическая апраксия, нарушение внутреннего проговаривания.

Распад письма в наибольшей степени зависит от фонологического анализа, возникновение которого тоже связано с трудностью оценки собственного произношения, поэтому проговаривание не облегчает письмо.

У большинства больных с афферентной моторной афазией выявляются отдельные феномены, относящиеся к теменному синдрому: нарушение праксиса позы - идеаторная и идеомоторная апраксия, нарушение конструктивного праксиса, ориентировки в пространстве, ошибки в написании римских цифр.

Полный комплекс теменных симптомов встречается редко, Очаг поражения при афферентной афазии локализуется в левом полушарии (у праворуких) в нижних отделах заднецентральнои области двигательного анализатора с большим или меньшим вовлечением передних отделов теменной доли

Просмотров: 2384
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи
  • F80.1 Расстройство экспрессивной речи.
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • Базальный компонент речи
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
  • Вариативность языка / речи
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • Культура речи
  • Метод контент-анализа речи
  • Ошибки в восприятии речи
  • Ошибки речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
  • Редуцирование звуков речи
  • Речи дефект
  • Речи нарушения
  • Речи прагматика
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
  • СМЕШАННАЯ СЕНСОРНО-АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ (СОЧЕТАНИЕ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ С СЕНСОРНОЙ АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКОЙ)
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • Социальная вариативность языка / речи
  • ТЕСТ ПО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
  • базальный компонент речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь