XXII век. На форуме почтенное собрание учёных обсуждает период истории, известный им как XX век. Это время представляется этим учёным мужам просто поразительным.
Дискуссии продолжаются уже много дней. Изучены обширные материалы, просмотрено множество видеоплёнок и документов. Встаёт один из учёных и обращается к остальным:
— Ну что ж, это исследование было очень поучительным, но я несколько сбит с толку.
— Что же вам непонятно? — спрашивает председатель.
— Может ли быть действительно истинным тот вывод, который я сделал в результате изучёния всех имеющихся фактов. Неужели в годы экономического беспорядка, в 90-е годы, система образования не была поставлена перед настоятельнейшей необходимостью перемен, как основных требований времени? Ведь она не выполняла того, что должна выполнять, чтобы оправдать своё существование в обществе, а именно — она не смогла обеспечить людей знаниями и умениями, необходимыми для решения проблем того времени.
Учёные молча кивают головами. Первый учёный продолжил:
— Их общество не смогло обучить людей принципам существования денег, тогда как эти принципы были им жизненно необходимы для выживания в системе! Они только обучали своих людей определённым профессиям, которые вскоре становились устарелыми и ненужными. Да ведь это похоже на первобытную охоту и сбор растений, когда общество не научило людей, где искать растения для пищи или как выслеживать птиц и других животных, которые обеспечили бы их мясом.
Учёные снова молча кивали головами:
— Если не система образования учила людей финансам, кредитам и инвестированию, то кто же?
Второй учёный, который детально изучил этот вопрос, ответил не задумываясь:
— Банки и все имеющиеся финансовые институты выполняют эту роль.
Первый учёный с недоверием покачал головой:
— Вы хотите сказать, что организации, наживающиеся на их ошибках и незнании и являющиеся в конечном итоге ответственными за развал экономики, и были их учителями?
В зале поднялся ропот. Учёные обменивались комментариями, они были вынуждены согласиться с таким положением дел, несмотря на всю его неправдоподобность.
— Это напоминает проводы овец на бойню, — заметил один из присутствующих.
— Или как если слепой ведёт слепых, — заметила сидящая рядом с ним дама.
— Или что-то среднее между тем и другим, — комментировал их сосед.
Учёные посмеивались, находя это забавным и в то же время сознавая трагический смысл этих открытий.
После долгой паузы первый учёный бросил на всю группу растерянный взгляд.
— Что остаётся для меня самым непостижимым, так это то, что учителя в то время наказывали детей за ошибки. И массы при этом не возмущались. Возможно ли, чтобы они не знали, что этим самым они нарушают фундаментальные основы и принципы обучения?
Воцарилась глубокая тишина. Все слишком хорошо знали, что именно это и происходило. Наказывая детей за честные ошибки, которые неизбежно сопровождали процесс обучения, они закрыли дверь для их самоутверждения, отнимая у них надежду на будущую удачную и счастливую жизнь. Тишина, повисшая над почтенной аудиторией свидетельствовала о тревожном согласии каждого из присутствующих.
— Боже мой! Они же были самыми настоящими варварами! — сказал кто-то, выражая чувства каждого сидящего в зале.