Странствующий суфийский мастер, пересекая в одиночестве высокие горы, где никогда не ступала нога человека, повстречался с людоедом исполинских размеров,
- Я тебя съем, - сказал великан суфию, по суфий на это ответил:
- Прекрасно, съешь меня, если сможешь, но должен тебя предупредить, что я тебя одолею, ибо я бесконечно могущественней во многих отношениях, чем ты думаешь.
- Вздор, - сказало чудовище, - ты всего лишь суфийский мастер, погруженный в духовные науки. Ты не сможешь одолеть меня, потому что я полагаюсь на свою грубую силу и я в 30 раз больше тебя.
- Что ж, давай померяемся силами, - предложил суфий, - возьми этот камень и сожми его так, чтобы из него потекла вода.
С этими словами он протянул великану обломок скалы. Великан из всей силы сдавил камень, но воду из него выдавить не смог.
- Это невозможно, - сказал он, - потому что в этом камне нет воды. Попробуй-ка сам.
К этому времени над землей сгустились сумерки, и мастер, воспользовавшись темнотой, незаметно достал из кармана яйцо и вместе с камнем сжал его в кулаке прямо над ладонью людоеда. Почувствовав стекающую на ладонь жидкость, великан был изумлен: ведь людей часто изумляют вещи, которым они не могут дать объяснения, и к таким вещам они начинают относиться с гораздо большим почтением, чем того требуют их собственные интересы.
- Я должен обдумать это, - сказал великан, - пойдем, переночуешь сегодняшнюю ночь у меня в пещере.
Великан привел суфия в огромную пещеру, напоминавшую пещеру Алладина обилием всякого рода вещей - все, что осталось от тысяч убитых путешественников.
- Ложись возле меня и спи, - сказал людоед, - а утром мы продолжим наше состязание. Затем он улегся и тут же заснул. Почувствовав предательство, мастер быстро поднялся, постлал постель так, чтобы казалось, что он еще лежит там, а сам устроился поодаль не безопасном месте. Только он прилег, проснулся людоед. Схватил огромную дубинку, с дерево величиной, и изо всех сил семь раз ударил по пустому ложу, затем снова улегся и заснул. Мастер вернулся на свою постель, и сонным голосом позвал людоеда:
- Эй, людоед! В твоей пещере удобно, но меня только что семь раз укусил какой-то комар. Ты должен что-нибудь с ним сделать. Эти слова так потрясли и испугали великана, что он не решился больше напасть на суфия. Ведь, если человека семь раз ударили изо всех сил дубиной величиной с дерево, то он...
Утром людоед кинул суфию целую бычью шкуру и сказал:
- Принеси воды, мы сварим на завтрак чай.
Вместо того, чтобы взять шкуру (которую он вряд ли сумел бы поднять), мастер направился к ручью, протекавшему поблизости, и стал рыть от него небольшую канавку в направлении пещеры.
Между тем, жажда так одолела людоеда, что не в силах больше ждать, он крикнул суфию:
- Почему ты не несешь воду?
- Терпение, мой друг, я сейчас поведу ключевую воду прямо к твоей пещере, чтобы тебе больше не пришлось таскаться с этой бычьей шкурой.
Но людоед не мог больше терпеть. Схватив шкуру, он в несколько прыжков оказался у источника и набрал воды сам. Когда чай был готов и людоед утолил жажду огромным количеством воды, ум его несколько прояснился, и он сказал суфию:
- Если ты и впрямь такой сильный, как ты мне показал, то почему же тогда ты не смог прорыть канал быстрее, а рыл его дюйм за дюймом?
- Потому, - ответил мастер, - что никакое дело не может быть сделано должным образом без минимальной затраты усилий. Для всего требуются определенные усилия, и я затратил минимум усилий, необходимых для рытья канала. К тому же я знаю, что ты существо, настолько привязанное к своим привычкам, что все равно будешь пользоваться бычьей шкурой.
Эту историю можно часто слышать в чайханах Центральной Азии. Она очень напоминает европейские народные сказки средних веков.
Этот ее вариант взят из "Ааджла" - дервишского сборника, впервые заказанного Никаяти в 11 столетии, как сообщается в манускрипте. Но в том виде, в каком история приводится здесь, она датируется 16 веком.