ДИЛЬТЕЙ


ДИЛЬТЕЙ
Дильтей (Dilthey) Вильгельм (19. 11.1833, Бибрих-на-Рейне-01.10.1911, Зайс-на-Шлерне) - нем. историк культуры и социальный философ. Представитель "философии жизни", создатель так называемой "понимающей психологии", послужившей толчком к созданию понимающей социологии. Философские воззрения Дильтея формировались под влиянием, с одной стороны, немемецкого романтизма и идеализма, особенно гегелевского (внимание к миру субъекта и интерес к истории), с другой - англо-французского позитивизма (Милль, Конт: антиметафизическая установка и метод психологизма как анализ непосредственных данных сознания).
Центральным у Дильтея является понятие жизни, которую он толкует не биологически, а культурно-исторически. Задача философии как "науки о духе" - понять жизнь из нее самой, т. е. из ее временности (Zeitlichkeit) и историчности (Geschichtlichkeit). В связи с этим Дильтей разрабатывает метод "понимания" как непосредственного постижения некоторой душевно-духовной целостности (целостного переживания). Понимание, интуитивное проникновение одной "жизни" в другую Дильтей противопоставляет методу объяснения, который применяется в естественных науках, имеющих дело с внешним опытом и конструирующих свой предмет с помощью рассудка.
В более ранних работах Дильтей опирается на метод интроспекции (самонаблюдения) и разрабатывает теорию "сопереживания", "вживания", "вчувствования" как средства интерпретации культуры прошлого. Во второй период своей деятельности Дильтей стремится преодолеть психологизм интроспективного метода. "Внутренний опыт, при котором я углубляюсь в свои собственные состояния, никогда не даст мне возможности осознать свою индивидуальность. Только в сравнении себя с другими я познаю индивидуальное во мне: я сознаю только то, что во мне отличается от другого". Дильтей предвосхищает неогегельянство, рассматривая культуру прошлого как "застывшую жизнь","объективированный дух". Полемизируя с Ф. Ницше, который путем непрерывного самоисследования пытался постигнуть сущность жизни, Дильтей заявляет: "Человек познает себя только в истории, а не посредством интроспекции". Однако к гегелевскому панлогизму Д. тоже относится отрицательно: в противоположность Гегелю у него остается романтическая склонность к признанию "последней тайны" жизни, к которой интерпретатор может только приближаться, но не постигать ее до конца. Но, отвергнув гегелевский Абсолют, Дильтей не в силах справиться с проблемой объективности, общезначимости исторического знания. "Возможность постигнуть другого - одна из самых глубоких теоретико-познавательных проблем. Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное обнаружение чужой индивидуальной жизни?". Пытаясь разрешить эту проблему, Дильтей разрабатывает вслед за романтиками и Ф. Шлейермахером метод герменевтики, в которой он видит исккусство понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Вслед за романтиками Дильтей сближает историческое познание с искусством, ибо рассматривает целостность исторических образований сквозь призму целостности исторической личности.
Дильтей оказал большое влияние на развитие западлной философии и социологии 20 в.: на экзистенциализм, филос. герменевтику, историческую социологию, особенно на Зиммеля и отчасти М. Вебера.
Соч.: 1) Gesammelte Schriften. Lpz.-В., 1924. 2) Gesammelte Schriften. Lpz.-В., 1942.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 935
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • бог как источник и гарант познания
  • ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ
  • влечение к жизни
  • Влечение К Жизни
  • дерево жизни
  • ДИЛЬТЕЙ
  • ДИЛЬТЕЙ
  • ДИЛЬТЕЙ
  • Дильтей (Dilthey) Вильгельм
  • Дильтей Вильгельм
  • Дильтей Вильгельм
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • книга жизни
  • красота как методологический принцип познания
  • метод анализа жизни
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ЖИЗНИ
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь