|
Уровни обработкиУровни обработки Согласно теории, выдвинутой Крейком и Локхартом (1972), глубина обработки перцептуальной информации, происходящая в процессе обучения, определяет количество информации о данном объекте, хранящейся в долговременной памяти. Таким образом, количество смысловых характеристик, извлеченных из данного стимула, определяет уровень, или глубину обработки. На самом поверхностном уровне при обработке извлекаются лишь физическис характеристики (цвет или размер) стимула. На самом глубоком уровне обработки извлекается информация о смысловом значении стимула. Вот главные предпосылки этой теории: • Уровень обработки объекта определяет его запоминаемость. • Чем глубже уровень обработки, тем заметнее след памяти и тем дольше он сохраняется. При дальнейших исследованиях возникло предположение, что первоначальная теория уровней обработки рассматривает работу памяти в чрезмерно упрощенном контексте. Крейк и Тулвинг (1975) установили, что усложнение обработки является ключевым фактором запоминания изучаемой темы, поэтому глубокая обработка в процессе обучения (например, запоминание слова, включенного в сложное предложение) повышает вероятность запоминания по сравнению с упрощенной обработкой (когда то же самое слово включено в простое предложение). Другие исследования показали, что особые, или уникальные стимулы запоминаются глубже, чем обычные стимулы. Критики этой теории высказывают следующие соображения: • Измерение и глубина обработки данных находятся в замкнутом круге умозаключений. Если что-то лучше запомнилось, то это воспринимается как свидетельство более глубокой обработки, а затем уже глубокая обработка рассматривается как причина лучшего запоминания. • Существуют проблемы с точной оценкой уровня обработки, которым может пользоваться человек при выполнении конкретной экспериментальной задачи. Выполнение задачи, предусматривающей лишь поверхностную обработку. может потребовать глубинной семантической обработки, что приводит к искажению полученного результата. • Теория уровней обработки описывает пропессы, происходящие в человеческой памяти, но не объясняет их. Утверждая, что глубокая обработка приводит к лучшему запоминанию, чем поверхностная, сторонники теории не объясняют, почему это происходит. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|